Рецензия на книгу
Madame Bovary
Gustave Flaubert
natali-zhilina24 сентября 2015 г.Бедная Эмма
Я читала этот роман ещё в школе и помню только ощущение, что он мне не понравился. А вот сейчас пришлось к нему возвратиться, правда, как говорицца "не корысти ради, а токмо волею...". Ну то есть по работе просто необходимо было освежить в памяти сие творение. Сначала думала ограничиться критикой, но как-то в процессе поиска цитат втянулась и справилась с романом довольно быстро. Вот уж правда, если помнишь, что когда-то произведение "не пошло", значит и сейчас не пойдёт. У меня правило про перечитывание в зрелом возрасте и переосмысление никогда не работает. Нет, слог у Флобера великолепен. И я даже понимаю мотивы, которыми он руководствовался при отправке собственной героини в мышьяковое небытие. Реализм, осуждение вульгарного буржуазного мещанского общества и остальное бла-бла из критических статей. И даже могу все это господину Гюставу простить как великому классику и просто человеку, заявившему: "Эмма Бовари - это я" (эк плющило то товарища в собственных чувствах).
Но я категорически не согласна с тем, как Флобер описывает глубинку, маленькие городки, которые называет гнилостным болотом. Нет, Баба Яга против. Ну что, скажите, плохого в размеренности жизни? Или в желании людей её улучшить? Я позволила себе усомниться в искренности чувств автора, потому что такие описания природы (их мало, но те, которые встречаются - очень колоритны, даже пасторальны) не может написать человек, которому жизнь там не нравится. То же самое и с бытовыми подробностями (не со всеми, но с многими). Конечно, можно возразить, что главное люди. Ну а что же они? Да, автор описал некоторых не очень то порядочных персонажей (например, любовничков), но вот Шарль мне нравится, простой мужик, без особых хитростей, без претензий, доволен всем, что имеет. Хотя, он вроде и у автора типа любимого персонажа. "Типа", потому-что любимых, кроме, как ни странно Эммы, в романе просто нет.
А Эмма, бедняга. Ну нисколько она меня не раздражает. Наоборот, метания госпожи Бовари очень даже понятны. В чем, собственно, её вина? Критики говорят, что в излишнем чтении романтической литературы, и пустых мечтах им порожденных, в желании плотских наслаждений, в скуке, ненависти к мужу, простаку, которого невозможно подтянуть до уровня мечты. Ну да, все так. А у кого же не так? Неужели есть женщины, способные довольствоваться только тем, что у них в наличии? Могут ли если не все, то многие сказать (и не слукавить), что их муж - воплощенный идеал? Тото же. А что преступного в желании жить в Париже, или, например, иметь красивые туалеты? Да ничего. И в поиске приемлемого мужчины тоже нет ничего страшного. А вот качество этих " найденных", конечно, удручает (я имею в виду Родольфа и Леона). Вот тут-то реализм автора и расцвёл пышным цветом, видать с хорошими любовниками традиционно напряженка.
Вот так злой дядька Флобер запретил женщинам мечтать. И романтические произведения читать, а то вдруг чего эдакого захочется (в наше время такое воздействие на умы имеет преимущественно женский глянец). Остерегайтесь, барышни, а то - долги, мышьяк, погост. К стати, мысль про пагубность "мечт" не моя, а Андре Моруа. Там в цитатах к роману она приведена, но мне леньки ее искать и сюда вставлять. Подобный подтекст преследовал меня весь роман, поэтому я утащила цитатку в свою копилку. И ещё, у кого-то в критических статьях (может у Набокова или тоже у Моруа, не помню) проскочила информация, что на самом деле образ Эммы был списан Флобером с реального человека, его собственной любовницы Луизы Коле. Автор воплотил в героине все то, что его раздражало как в Луизе, так и в себе самом. Боялся Флобер мечтать. Я не считаю это правильным, хотя бы даже потому, что мечта - двигатель личного прогресса, если без фанатизма и жутких долгов, конечно. Фух, высказалась, а то писала статью, и все так правильно-правильно (Эмма - засранка, Флобер - великий гений, провинция - болото), а то ведь тапками забросают. Все, не хочу больше читать реалистов 19 века, ни французских, ни каких-нибудь ещё. Мне вот, как Эмме Бовари, Вальтер Скотт больше нравится.
836