Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
NikolajYavorskij13 октября 2025 г.«Рыцарь: Нынче утром я видел Смерть. Мы начали шахматную партию.»
В шахматы с всесильным противником играли многие. К примеру, бесстрашный рыцарь Антониус Блок, который, к несчастью, пал смертью храбрых, или Сиракузец Паоло Бои, шахматист и авантюрист, который же, говорят, даже потеряв в размене своего черного ферзя, довёл партию до победы и поставил противнице-смерти мат в два хода.
Поединок же Лужина начинается прекрасным дебютом, но даже такой гроссмейстер не в силах оценить масштаб противника, который на каждой клетке-странице, раз за разом,дает ряд ложных подсказок, обманных движений, направленных на то, чтобы сбить его со следа. В миттельшпиле комбинация усложняется, перемещаются и жертвуются фигуры, сначала пешки, после слон, а затем дважды появляется приманка в виде ладьи, против которой невозможно устоять, и это позволяет всеведущему противнику заманить в ловушку и нейтрализовать ферзя Лужина, лишив, таким образом, короля его самого сильного защитника.
Лужин до последнего считает, что это обычная шахматная партия. Однако ходы являются автобиографическими. Его призрачный противник — судьба, и проиграть партию —значит потерять рассудок. Он ошибочно верит в возможность победы.
И когда его защита не помогает ...
А, может быть, тучный, сгорбленный, вечно небритый Лужин, Лужин в своем мохнатом темно-сером костюме, трясущий головой и клацающий зубами на жену – вовсе и не король этой партии.
Возможно он ведет две партии сразу, в обеих его черный конь окружен на фланге, и, входе тяжелой работы над защитой, он приходит к мнению, что единственный выход из этого положения – пожертвовать им. И тогда Лужин становится жертвой собственной защиты. Он уходит с шахматного поля жизни. Убирается с шахматной доски неведомой рукой, до следующей партии.
8191