Рецензия на книгу
Флорентийская чародейка
Салман Рушди
Аноним13 октября 2025 г."Плащ он выиграл в карты у венецианского торговца бриллиантами, немало изумленного тем, что какой-то флорентиец, оказавшийся на Риальто, смог обставить его в местной игре «скарабочьон». Бородатого иудейского купца звали Шейлок. Плащ ему сшили по особому заказу в лучшей портняжной мастерской Венеции, под названием «Иль моро инвидиозо». Над дверью красовалась картинка с изображением зеленоглазого араба."
"...быть может, в этом недружелюбном мире лучше спать и видеть сны, нежели бодрствовать."В карточке романа очень много глубоких, вдумчивых, остроумных отзывов. За аналитикой и впечатлениями туда.
Год 2009-й, а, скорее, начало 2010-го, когда "Флорентийская чародейка" победила в номинации "Лучшая необычная книга-2009" от "Мира фантастики". А тогда "МФ" для меня был практически единственным маяком в плане "что почитать". Видимо, после награждения я и решил прочесть роман. В ту пору я практически не выбирался из фантастического гетто, хотя внутри ограды был уже привередлив и разборчив. А тут тебе магический реализм с восточным и флорентийским колоритом. А из магреализма в багаже были похоже, только "Сто лет одиночества" и "МиМ". Прочитал "Чародейку" запоем, и, видимо, не приходя в сознание. Так как сюжет напрочь вылетел из головы. Но осталось ощущение чего-то сказочного и невероятного. По горячим следам купил и "Прощальный вздох мавра" и "Земля под её ногами", но дальше первой главы не продрался ни там, ни там. Так и повелось с Рушди. Не "Гримуса" не осилил, ни "Детей полуночи", хотя в "Детях" забрел дальше всего, страницы до сотой.
Моя непреходящая любовь к литературной Индии произрастает из двух источников: мифологической трилогии "Черный баламут" Олди и киберпанковской "Реки богов" Макдональда. Поэтому спустя пятнадцать лет решил перечитать "Чародейку".
На протяжении всего романа я спрашивал себя, что же меня тогда так зацепило в книге. Атмосфера Хиндустана? Флоренция Возрождения? Спокойный рассказ о таком разном сексе? Вложенность историй, не уступающая "Тысяче и одной ночи"? Нет ответа.
Читал буквально через силу. Чем хорошо чтение не очень интересных книг на историческом материале — узнаешь много нового, отвлекаясь на вики.
За что спасибо "Чародейке" — вызвала интерес к творчеству поэта двенадцатого века Низами Гянджеви и я решил ознакомиться для начала с одной из поэм его канонической "Пятерицы" — "Искендер-наме", "Книгой Александра", повествующей о Александре Македонском.
Скачал и решил прочесть "Государя" Маккиавелли; вряд ли он меня, конечно, впечатлит после двухтомника китайских "Стратагем". Но очень уж объем привлекательный — меньше ста страниц. Даже Рушди называет в романе сей опус "книжечкой".
Также почитал биографии Бабура, Акбара, Исмаил-шаха — непрерывное смертоубийство. Причем смущает количество армий — то по семьдесят тысяч сходятся, а то армия вторжения поворачивает вспять, узнав о подкреплении из трехсот человек. Но не скучали — все проводили жизнь в непрерывных сражениях. Сначала расширяли территории, потом страдали от того, что их начинали считать серьёзной угрозой глобальные игроки. Исмаил проиграл туркам, а Бабуру удалось закрепиться в Индии и основать династию Великих Моголов.
Скачал и посмотрел до середины болливудский эпик "Джодха и Акбар" с Айшвараей Рай. В киноленте Джодха вовсе не выдуманная. Кинишко идет всего три с половиной часа. Всего? Ну да, всего — есть еще ещё одноименный сериал почти на шестьсот (!) серий. "Махабхарату" я в свое время посмотрел серий семьдесят из 267.Ещё одна грустная сказочка про невозможность войти в одну реку дважды и пережить такой же яркий опыт, как и от первого прочтения.
Смазливый вор, путешественник, фокусник и полиглот в результате несложной афёры становится самозваным послом королевы Англии при дворце Великого Могола. На протяжении всей книги герой с тремя именами рассказывает императору Акбару историю Кара-Кёз и трёх друзей из Флоренции: Макия — Никколо Макиавелли; Аго Веспуччи — родственника Америго и Аргальи-Турка.
Рассказывает с целью убедить, что рассказчик с императором таки родственники и не чужие друг другу люди.Чтобы во второй раз не забыть, про что роман я сделал для себя ультракраткий рекап сюжета.
Глава первая. Виды столицы Империи Великих Моголов, Сикри, Города Победы.
Глава вторая. Дорога в Индию. Уччелло на борту пиратского корабля лорда Хоуксбэнка. Тайна капитана.
Глава третья. Император и его фантазии. Сикри молчаливый и Сикри шумящий. Акбар, Император-философ.
Глава четвертая. Министр-остроумец. Джодха, жена-фантазия.
Глава пятая. Сыновья-разочарования. История проститутки Мохини-Скелетины. История Абул-Фазла, визиря. Аудиенция. Симпатия. Послание от Глорианы.
Глава шестая. Философские диспуты и парадоксы. Связь императора с водой. Пленение Могора дель Аморе.
Глава седьмая. Каземат, суд, испытание слоном. Дядя императора.
Глава восьмая. Мать и тетка императора. Родословная главного героя.
Глава девятая. История художника. История принцессы Кара-Кёз.
Глава десятая. Детство трёх друзей. Симонетта.
Глава 11. Аго-флорентиец, друг Макиа-Макиавелли.
Глава 12,13. Приключения Аргальи у пиратов; молодой янычар — хозяин д'Артаньяна, победитель Дракулы. История "дворца воспоминаний".
Глава 14. Меланхолия императора; сон императора. Популярность Кара-Кёз; недоверие к Флорентийцу.
Глава 15. Судьба и войны Кара-Кёз и Аргальи. Шейбани-Хан, Исмаил, шииты против османов Селима Грозного. Возвращение Аргальи и Кара-Кёз в Италию.
Глава 16. Маккиавелли в нищете, Аргалья возвращается во Флоренцию.
Глава 17. Флоренция очарована Кара-Кёз.
Глава 18. Смерть Лоренцо Медичи. Из чародеек в ведьмы по изменчивой воле толпы. Бунт на Виа Порта Росса в Палаццо Кокки дель Неро, в Кровавом дворце. Смерть Аргальи и его янычар. Бегство Кара-Кёз.
Глава 19, последняя, самая объёмная. Смерть города.В итоге неплохо, но без восторга.
6(НЕПЛОХО)99220