Рецензия на книгу
Гроздья гнева
Джон Стейнбек
Аноним12 октября 2025 г.В рамках программы личного окультуривания и знакомства со всякой признанной классикой-шмассикой дочитал Джона, нашего, Стейнбека "Гроздья гнева".
Думаю вот, что можно про свои ощущения рассказать?
Мне не понравился сюжет. Не понравились герои. Я не в восторге от языка.
А ещё - это самая сильная книга, которую я читал за не помню сколько лет. Может быть даже за всю жизнь.
Если вы не в курсе о чём там, я вам кратко поведаю.
У пиндосов была Великая Депрессия где-то в 1930-х годах. Мы про это знаем в основном, что там была мафия, сухой закон и расцвет Голливуда. У нас тут своя непростая история творилась в те годы, не до того нам, чтобы к соседу через забор заглядывать.
А между тем, там тоже люди жили. И у них случилась беда. Банки как-то разом прогнали кучу фермеров с их земель. То есть там как. Сначала земля принадлежит фермеру. Но ему надо денег, и он берёт кредиты под залог земли. Не может выплатить, и лишается земли. Теперь земля принадлежит банку, а фермер должен платить копеечку за то, чтобы на этой земле продолжать жить. Ну и вот, банк решил, что ему выгоднее пустить одного тракториста, который вспашет, засеет, соберёт весь урожай в пользу банка, чем получать копейки за аренду от этих ИПшников. И бездомные фермеры пошли бродить. Судорожно искать хоть какую-то работу, побираться и воровать.
Собственно, роман о том, как одну такую семью сорвало с места, и протащило по славной демократической Америке.
У меня точно не было никакой пиндосской родни, но я, видимо, в прошлой жизни где-то там жил. Вот почему меня так за сердечко цепляют их песенки середины 20 века. Их придорожные кафешки с красными стульями ещё. И вообще маленькие городишки нравятся. Ну, такие, где в американских фильмах постоянно то маньяк орудует, то перестрелка с бандитами, то весь город в секте состоит.
И вот, наверное, почему меня дико триггерило со всего происходящего.
Люди, которые на эту землю пришли, усердно трудились, проросли корнями в неё...были просто безжалостно выдраны и отброшены. Столько поколений семьи тут жило, обживалось, наживало всякого, а уезжали забрав с собою лишь один грузовичок вещей.
Читаю я про этих выдуманных людей из чуждой мне страны, а у самого пот по лбу катится и потряхивает всего.
Это такая роуд-стори. Герои катятся и катятся, неприкаянные, в попытке хоть как-то где-то приткнуться в этом мире с изменившимися правилами. Они катятся, а я наблюдаю творящийся в стране кабздец. Государство молчит. Местная власть создала некие силы, напоминающие то ли банды, то ли полицаев, которые откровенно свысока смотрят на этих понаехавших из соседних штатов. При любом лишнем движении - в ход идёт сила. Если кто смеет открывать рот - его бросают в тюрьму. Лагерь палаточный сжигают просто потому что могут. Если ненароком убьют кого, ну, такова селяви.
Герои всю дорогу только теряют. Членов семьи, имущество, здоровье.
Будь они вольными кочевниками - было бы им за счастье на коне по степи свободно скакать. Но тут фермеры. Они живут землёй, любят землю. Для них оторваться от земли - смерть. Завянут и засохнут. Они в принципе идут по дороге к предсказуемому концу. Об этом не говорится напрямую, но в процессе чтения ты видишь, что происходит, и всё прекрасно сам понимаешь, к чему всё идёт.
Вся книга пронизана этим чувством дискомфорта, безысходности, несправедливости. Вот почему она у меня так долго читалась. Вот есть у меня свободное время. Я так смотрю и думаю - у меня сейчас есть свободных сил, чтобы испортить себе настроение и пошурудить палкой дискомфорта в моём улье спокойствия? Почитать немножко признанной классики и расстроиться, или я лучше включу случайный ужастик на компе и посмотрю, как людям бошки отрывают, успокоюсь, поржу?
На вопрос "Понравился тебе сюжет?", я воскричу "Да нихрена подобного! Даже рядом на одном гектаре не присаживалось это ваше "понравилось" с моими ощущениями".
Герои книги - простые фермеры. Прямо совсем простые.
У Терри Пратчетта недалёкие огры считали на пальцах так: "Раз, два, много". Вот эти фермеры они примерно такие же. Прямые как кишка, простые как три цента.
Приехал трактор в приказном порядке сносить их дом. За рулём знакомый хмырь. Хмырю отдал приказ начальник. Начальнику пришла указивка из большого города, где Банк. Всё. Дальше фермеры не могут цепочку раскрутить. Им решительно не ясно, кого тут надо застрелить, чтобы прекратилась хрень. Они видят некое абстрактное Банковское Зло, которое своими щупальцами творит всю эту хрень.
Они прямо вот очень-очень простые.
Обанкрочивание малоэффективных хозяйств это хорошо. Когда вместо двадцати рабочих семей теперь нужен всего один тракторист - эффективность вырастает. Правда, в процессе оказываются выкинуты на помойку живые люди, но когда это системе на людей было не пофиг?
Наши герои-фермеры тут - атавизм. Хвостик, который уже не нужен и вот-вот отсохнет. Лишние люди без образования, в мире, где широкой поступью идёт научно-технический прогресс. Им нет места в этом мире. Потому они судорожно бегают из угла в угол, пытаясь отыскать сумрачные места, где подобно снегу весной ещё сохранился в теньке остаток старого мира, и там можно найти подработку человеку, у которого из всех навыков только прямые руки и крепкая спина.
То, как ловкие дельцы пользуются безвыходным положением фермеров - разжигает во мне отдельный огонь классовой ненависти. Торгаши безбожно сбивают цену на всё и вся. Фермер пытается продать лошадь за двадцать долларов, торгаш берёт её за пять, и тут же выставляет за пятьдесят. Отец с сыном чтобы купить еды вынуждены продать свой автомобиль за десять долларов.
А торгаши-стервятники летают вокруг и высматривают, кто совсем на грани, кого можно легко ощипать.
Владельцы всяких полей и садов, что дают работу - это отдельный вид мразоты. Раскидывают массово 5 тысяч листовок, что им нужно 800 рабочих, платить каждому будут по сладкой булочке. Народ с надеждой бежит и толпится за забором. Выходит владелец и говорит - оплата будет в половинку бублика. Кто недоволен - уходите. Кто ещё не потратил все сбережения - плюёт и уходит. Но отчаявшиеся голодные люди соглашаются и на половинку бублика.
В очередной лагерь приезжает человек в пиджаке и шляпе. Зовёт всех работать. Бывалый фермер просит точно сказать, какова будет оплата. Человек в пиджаке оскорбляется такому хамству, и просит специально обученного полицейского обратить внимание, что мерзкий фермер начал разводить красную коммунистическую пропаганду.
Я чем дальше читал, тем больше удивлялся, почему эта совершенно антикапиталистическая книжка не была популярна в СССР наравне с закалявшейся сталью. Читаешь, так хочется взять винтовку и штурмануть какой-нибудь дворец.
Тем временем жратвы в стране - огромная куча. Механизация и удобрения творят чудеса. Просто у народа денег нет. Потому апельсины сваливаются в кучу и обливаются керосином. Свиньи режутся и закапываются в землю. Кукуруза и кофе сжигаются в печи.
Между прочим, тракторист в самом начале книги, который приезжает сносить родной домик фермеров - он неплохо зарабатывает. По три доллара в день. Сидя на попе ровно и дергая рычаги. В то время как далее по книге героям повезёт найти неплохое место, где они через тяжёлый ручной труд, поднапрягшись восьмером, смогут поднять за целый день два доллара. В удачный день три. Они восьмером эффективны совсем как один тракторист.
Это не те герои, за которыми бы я хотел следить. Я бы хотел видеть, как простой паренёк из деревни идёт учиться, постигает тайны тракторизма и всё у него получается. И работа, и дом, с женой, собакой и детьми. Также как я бы не очень хотел наблюдать за медленным умиранием африканского негрятёнка от голода. Я признаю, что они есть в этом мире, где тысячи тонн еды выбрасываются на помойку, потому что перепроизводство, но мне комфортнее отвернуться и не видеть, не бередить себя.
Стейнбек это не сам выдумал. Он ездил по тем местам, чтобы написать серию заметок для газеты. И вот, набралась книга.
Благодарные землевладельцы солнечной Калифорнии книжку оценили высоко. На Стейнбека пошла волна заказной критики, угроз, и просто ругани. Книжку объявили коммунистической агиткой. (Что забавно, они повторили слова возмущённого землевладельца из книги). И язык там примитивный. И ругательства написаны - это не литература.
Эту книгу несколько раз в нескольких штатах запрещали, изымали из библиотек.
Шериф посоветовал Стейнбеку купить личное оружие, потому что не мог гарантировать его безопасность.
Через год вышел фильм. Стал хитом. Получил Оскар. Хотя...В фильме сглажены углы, и отрублена последняя треть. А ведь книга так написана, что там чем дальше, тем сильнее петля на шее затягивается и тем хуже дела идут.
Фильм заканчивается очень позитивненько прям. Ещё и с пламенной речью.
В книге очевидно, что всем фермерам конец.
В фильме они такие "Это богачи помирают. А мы, простой народ, будем жить и в итоге затащим катку".
Интересно, чьё это было решение, таким позитивчиком закончить?
Я вот понимаю, что увидев положительный финал, я в принципе удовлетворён. В процессе фильма позлился, а потом увидел, что у героев всё хорошо, и успокоился.
После книги я всё ещё хожу кругами, много думаю, и хочется кого-нибудь расстрелять, чтобы прекратилась хрень.
Язык в книге незатейливый. Прямой как три цента, и простой как кишка.Так как я больше ничего у Стейнбека не читал, то не могу сказать это он специально такой язык стилистически выдержал, чтобы книжку про фермеров написать или он в принципе так говорит.
Вот прочитаю ещё что-нибудь и буду знать.
Описания скупые, но достаточные.
Диалоги очень простые, но доходчивые.
Читаешь и сам погружаешься в этот мир, созданный из простых грубых штрихов, наполненный незатейливыми людьми.
Если Достоевский по языку это полная пирдуха, то Стейнбек это упрощённая адаптация для людей только начавших изучать язык.
Но вот мы прочитали сотню страниц, и что видим? У Достоевского красивыми виньетками и финтифлюшками вырисовывается какой-то горячечный бред в котором ты витаешь, будто у тебя высокая температура, не понимаешь куда оно ведёт, куда ты должен идти, на что должен смотреть. А у Стейнбека каждое его простенькое предложение - весомое и тяжёлое. Будто бы он перед тобой кладёт железные рельсы, по которым ты неотвратимо катишься куда ему надо, без возможности не понять, не уловить, криво истолковать.
Тут язык это не красивость, а инструмент. Его грамотно использует автор. Уместно и точно.
Но с точки зрения внутренней красоты оно как бы нет. Как сравнивать качественный кирпич из которого построен жилой дом и очень сложную в исполнении высокохудожественную статую. Статуя Давида с голым писюном из мрамора она всяко красивше, чем тёплый дом сталинской постройки из хорошего кирпича.
Язык тут меня в восторг не приводит. Потому что автор хотел меня привести совсем в другое место, и сделал это. Умело, бескомпромиссно.
Не знаю теперь, что следующим браться читать. Мне кажется, сейчас какой сюжет ни возьми, всё будет вторичным и пустопорожним. История, как американские фермеры голодали она сильная. Никакие угрозы всему человечеству, или даже всей галактике не переплюнут по драме.
580