Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Парадокс Севера

Виктория Побединская

  • Аватар пользователя
    Аноним12 октября 2025 г.

    Ходячий парадокс

    В литературе мне очень близок принцип братьев Стругацких: "Писать надо либо о том, что ты знаешь очень хорошо, либо о том, что не знает никто". Возможно, именно поэтому, я так спокойно воспринимаю романтическое и не очень фэнтези, практически вне зависимости от примитивности используемых тропов или языка.  Так что стандартное: "Он - горячий-прегорячий; она  - бедная, но боевая; и большая-пребольшая тайна," - в аннотации особо меня не смутило. Приготовившись разгружать свои мозги и приятно проводить время, я вооружилась творением Виктории Побединской и устроилась в кресле.

    Но "Парадокс Севера" оказался ещё тем парадоксом.

    Начались парадоксы еще с моей любимой аннотации. В самом тексте мы видим обещание "18+", в дополнительной информации написано "12+", а в жанрах "литература для подростков". Я, конечно, понимаю, что границы подросткового возраста некоторые психологи предлагают раздвинуть вплоть до 25 лет, но все равно возраст целевой аудитории не очень понятен. Так появляется вопрос, для кого это написала автор?

    В одном из интервью Виктория упоминает, что эта история сложилась в голове у нее сразу, а писать она начала, когда в обсуждении какого-то самиздата другие читательницы пообещали прочесть и ее творение. Временные рамки этих событий, конечно, не обозначены, но есть подозрение, что речь все-таки не про двенадцатилетних детей должна идти.

    После прочтения я, скорее, отнесла бы это к старшему подростковому возрасту, однако не уверена,что стала бы сама советовать это знакомым ребятам.

    Возможно, на мое восприятие сказался тот факт, что паралельно мною читались "Хищные вещи века", но язык "Парадокса Севера" я бы назвала не просто простым, а местами даже примитивным. Причем действительно есть ощущение, что в первых главах автор училась писать ( под конец чаще появляются описательные элементы, какие более сложные сравнительные обороты). Однако  я читаю уже не онлайн-версию, а изданный материал, поэтому хотелось бы более ровного изложения. "Брэнды" на первых страницах меня довольно сильно смутили, однако стоит отметить отсутствие мата. Речь подростков местами  выглядит неправдоподобно, Виктория не стала вставлять сленговые словечки и ругань, за что ей большое спасибо.

    Очень многие вещи в сюжете появляются и исчезают, когда захочется автору. Тот факт, что главная героиня Диана фехтовальщица, проявляется раза четыре за всю  книгу, но с таким же успехом фехтование можно заменить на шахматы или акробатический рок-н-ролл. А ведь это чуть ли не один из столпов, на которых построена личность Дианы.  В начале книги мы также узнаем, что у нее есть фобии с детской травмой и горячо любимая старая бабушка. Считай, еще два столпа, которые будут проявляться еще реже. Вот такой парадокс - это все очень важно для героини, но не настолько важно, чтобы описывать тренировки или звонки бабуле.

    Если посмотреть аннотации к другим книгам, то можно заметить определенную тенденцию в творчестве писательницы. У нас всего есть он - такой-сякой, она - вся такая-нетакая, кто-то из них очень богат, кто-то очень беден и несчастен, и так далее. Общий концепт, я думаю, вы уловили. Во имя конфликта у нас почти всегда столкновение двух миров.

    В "Парадоксе Севера" у нас не девушка из высшего общества, но молодой человек. Однако есть ощущение, что автор ни в верхах, ни в низах не была, как и в частных школах. И о наркотиках тоже знает ( к счастью, я полагаю) понаслышке. В целом, зачем была введена эта ещё одна неправдоподобная линия, не совсем понятно. Хотя, вполне может быть, что писательнице просто не хватило опыта передать переживания свои и героев и заставить сочувствовать меня.

    Я искренне верю, что автор расширит вселенную. Видно, что ей это интересно, что она сама живет своими мирами и творениями. Но искренне не понимаю, для кого эта история и кому она может быть полезна. Для двенадцати лет некоторые моменты и модели поведения я бы пересмотрела, для восемнадцати и старше - слишком наивно. Герои картонные, но не плоские. Есть несколько сюжетных линий, но некоторые просто исчезают, чтобы потом быстро-быстро развиться. Конфликты есть, но беззубые. Травмы есть, но игрушечные. И так всю книгу.

    Как-то так и живем.


    5
    135