Рецензия на книгу
Мадам «Нет»
Екатерина Максимова
kseniyki12 октября 2025 г.Не смогла пройти мимо книги Е.Максимовой. хотя, как я уже рассказывала, мемуары не мой любимый жанр. В большинстве таких книг много о частной жизни, много такого, о чем я предпочла бы не знать.
Мне гораздо интереснее в таких книгах о творчестве или о науке, меня больше интересует изнанка рабочего процесса, научного или творческого, смотря где проявил себя тот или иной автор.
из личной жизни меня максимум если что и интересует, это какие-то, может быть не самые известные, связи с теми или иными людьми. не скажу, что какие-то подробности личной жизни могут сильно изменить мое отношение к тому или иному человеку,. Более того, я искренне не понимаю, как какие-то факты личной биографии могут иметь отношение к творчеству или влиять на работу.Если в воспоминаниях все же всяких личных подробностей по минимуму, а о работе и творчестве по максимуму, это мне нравится гораздо больше. чем читать о непростых личных взаимоотношениях с женами, мужьями, родителями, братьями-сестрами, об интригах коллег и их не самых привлекательных с моральной точки зрения поступках.
Книга Е.Максимовой именно такая. Екатерина Сергеевна рассказывает о родных, близких, любимых, друзьях, учениках, съемках на телевидении и в кино, о многих людях, с которыми ей довелось дружить или работать. И рассказывает не в двух-трех скупых словах, а подробно и очень интересно.
И в этих рассказах нет ни полоскания грязного белья, ни смакования пикантных подробностей, ни сведения личных счетов
Больше того, Е.Максимова выбрала довольно своеобразный способ рассказать о себе через рассказы о родных, близких, друзьях, коллегах по цеху.
Не скажу, что Екатерина Сергеевна предельно откровенна и распахнута.
Вроде бы рассказывает о людях, которые сыграли ту или иную роль в ее жизни, с которыми работала, дружила, и как бы прячется за этими рассказами и за этими людьми. Но все равно в этих рассказах видишь прежде всего Екатерину Сергеевну.пока слушала, все время сравнивала эту книгу с недавно послушанной книгой М.Плисецкой,
как говорится, почувствуйте разницу.О каких-то вещах, например, о чиновниках и о советской действительности, Е.Максимова пишет довольно сурово, местами очень язвительно, но без желчи и яда обиженного человека, как это было у М.Плисецкой. Хотя семья Екатерины Сергеевны тоже пострадала от репрессий, сама Е.Максимова натерпелась в творческой жизни от произвола чиновников. но костерить советскую власть по любому поводу не сочла нужным, не говоря уж о какой-то тотальной ненависти к стране, в которой жила, к людям в ней жившим. да, Е.Максимовой многое не нравилось, но как раз о зрителях она пишет очень тепло. и эта теплота, на мой взгляд, абсолютно искренняя.
Вообще общая тональность книги - интеллигентная искренность.
Е.Максимова умело облекает свои мысли и чувства в слова, чтобы и душой не покривить, и не ранить чувства человека, о котором пишет. Все-таки не только творческие люди обладают тонкой душевной организацией.
и даже в случаях, когда Е.Максимова пишет о довольно серьезных конфликтах, ей не изменяет ни чувство меры в нелестных характеристиках, ни тщательная взвешенность формулировок.
Таковы рассказы о взаимоотношениях с Ю.Григоровичем и А.Волочковой. эти истории общеизвестны и было интересно узнать версию Екатерины Сергеевны. на мой взгляд, свою позицию Е.Максимова озвучила прямо, жестко и принципиально. но при этом без ушатов грязи и помоев. Не знаю насколько это редакторская обработка, но для меня очевидно, что даже если такая обработка тут и есть, в основе все равно лежат мысли и чувства Е.Максимовой.Конечно, по телевизионным записям судить о таланте Е.Максимовой очень сложно, да и не разбираюсь я в балете настолько, чтобы об этом судить)))
у меня все на простом обывательском уровне, "нравится-не нравится".
Так вот, если все же сравнивать выступления Е.Максимовой и М.Плисецкой, которые я видела в записях, то на меня выступления Майи Михайловны производили впечатление типа "Так и быть, посмотрите на меня, пока я танцую. Радуйтесь, зрители" То есть ММ даже не снисходила до простых смертных.
Впечатления же от выступлений Е.Максимовой у меня были "Как я рада для вас танцевать!" По-моему, разница принципиальная.
Безусловно, это субъективное оценочное мнение простого обывателя ни черта не смыслящего в балете. Я никогда не благоговела перед Майей Михайловной, при этом отдавая должное ее мастерству, но все равно оставалась равнодушной.
Мне ближе грациозная воздушность и душевность Екатерины Максимовой. Мой любимый "Щелкунчик" - это всегда прежде всего исполнение Е.Максимовой и В.Васильева.И такая же разница чувствуется в книгах. Мне кажется, что читать книгу Майи Михайловны после книги Е.Максимовой будет сложно, даже тяжело.
Но что объединяет обе книги, так это тот факт, что и М.Плисецкая и Е.Максимова остались верны себе, они не пытаются в книгах создавать о себе благоприятное впечатление, о чем-то пишут даже, может быть, в ущерб себе. Но это и ценно, и более интересно.
И если выбирать, то я, безусловно, выберу книгу Е.Максимовой.173