Рецензия на книгу
Conversations with Friends
Sally Rooney
Аноним11 октября 2025 г.Разговоры ни о чем
Салли Руни — автор, с которым я уже была знакома до "Разговоров с друзьями". Несколько лет назад прочитала ее «Нормальных людей» и не испытала особых эмоций: ни восхищения, ни раздражения. Помню лишь смутно, что там были двое влюбленных, которые из главы в главу сами себе ставили палки в колёса, вместо того чтобы просто быть вместе. Даже вроде бы выходил сериал по мотивам.
«Разговоры с друзьями» вызвали у меня куда более сильные эмоции. К сожалению — они все отрицательные. Буквально каждые несколько страниц я морщила лоб от недоумения. Во-первых, Салли Руни, по-видимому, совершенно не умеет описывать чувства. Ее персонажи влюбляются не из-за общности взглядов, интересов или внутренней тяги друг к другу, а потому, что так нужно по сюжету. Они бросаются словами «я тебя люблю» без всякой внутренней логики — просто потому, что автору в этот момент захотелось накала эмоций между персонажами.
Романтические линии напоминают сценарий затянувшегося сериала, где к последнему сезону все герои уже успели переспать друг с другом — а некоторые даже по второму кругу. В какой-то момент я даже понадеялась, что Руни попытается вывести сюжет к теме созависимых отношений, но этого не случилось. Ни героиня, ни автор не делают никаких выводов, и додумывать за них, честно говоря, не хочется.
Главная героиня Фрэнсис — один из самых неприятных персонажей, которых мне доводилось встречать за последнее время. Безработная студентка на содержании у отца, склонная к депрессиям, бесконечной рефлексии и безудержной апатии. Она презрительно отзывается практически о каждом, кто ее окружает, но при этом сама не вызывает ни сочувствия, ни симпатии. Сцены, связанные с ее болезнью — эндометриозом, вызывают некоторое сочувствие, но это едва ли единственный момент, где к героине можно испытать хоть какие-то положительные эмоции.
Фрэнсис утверждает, что любит Бобби, Ника и даже своего отца, но все ее поступки противоречат этим словам. Более того, вне романтических переживаний она, кажется, вовсе не существует. У нее будто нет ни целей, ни интересов, ни каких-либо амбиций. Мы узнаем, что она пишет стихи — и даже якобы очень талантлива, но ни одной строчки в тексте, способной убедить в этом, читатель так и не видит, кроме голословных похвал второстепенных персонажей. Ее болезнь и отношения с отцом-алкоголиком могли бы стать глубокой психологической аркой, но и они остаются брошенными на полпути.
Диалоги — отдельная боль. Они пусты, обрываются на полуслове, и при этом оформлены без кавычек или каких-либо разделителей. Прием, возможно, и задумывался как постмодернистский эксперимент, но работает плохо: он не добавляет ни атмосферы, ни ритма, а лишь мешает чтению. В хорошей литературе форма подчеркивает содержание — так в "Цветах для Элджернона" в тексте от первого лица намеренно допущены ошибки, чтобы читатель легче влился в повествование от имени умственно отсталого Чарли Гордона. Здесь же прием Салли Руни с опущением пунктуации для разделения диалогов просто затрудняет восприятие и создает впечатление небрежности. Да и зачем такой формат заурядному роману про интрижку?
В итоге получаем роман, написанный без глубины, без живых чувств и без внятной структуры. Я стараюсь не ставить столь низкие оценки произведениям, так практически всегда в них можно найти что-то хорошее. Но в данном случае по-другому нельзя.
2 из 10. Не стоит тратить время.
7243