Рецензия на книгу
Мефодий Буслаев. Самый лучший враг
Дмитрий Емец
Аноним11 октября 2025 г.Воспоминания из детства
Свою рецензию начну издалека. Почти каждое лето мы ездили к бабушке, и как-то раз бабушка познакомила меня с местной библиотекой. Чтобы до нее дойти требовалось 40 минут. Узнав, что я могу брать в библиотеке по 8 книг сразу, конечно же я брала все 8 и тащила их домой. Меня ничто не могло остановить, ни тяжесть томов ни длина дороги. Один раз мы с подругой шли больше часа домой, так как обратная дорога шла в горку, и практически каждые пару минут мы останавливались на отдых под тяжестью книг. Возможно именно поэтому я помню практически каждую книгу, взятую в этой библиотеке. Ведь возможность прочитать произведение было мной выстрадано, а книги, которые вдруг не понравились, вызывали больше отрицательных эмоций, чем сейчас. Ведь эту книгу нужно еще и обратно отнести! Поэтому к выбору книг я относилась серьезно, и в один из дней библиотекарь посоветовала мне прочитать Таню Гроттер. Так, незаметно для себя я прочитала все книги серии, вышедшие на тот момент. И под впечатлением от серии взялась и за Мефодия Буслаева, который мне показался взрослее и увлекательнее.
Немного слов о серии книг. Под настроением ностальгии в этом году решила закрыть гештальт и все-таки узнать, чем закончилась история приключений Мефодия. Прочитала все от начала до конца без перерывов и первым моим открытием стало то, что Дмитрий Емец по всей видимости делил произведение на книги условно. По сути это огромный роман, примерно на 8 тысяч страниц. И что мне сразу понравилось и в детстве и сейчас, это то, что нет ссылок по примеру Гарри Поттера и Тани Гроттер "а вот в прошлой книге было то и то" и так по две страниц воспоминаний совершенно неважных для текущего сюжета. У Мефодия Буслаева сюжет линейный, нет перерывов между книгами, оттого чтение книги за книгой не вызывает дискомфорта. Минус здесь в том, что видимо издателю или автору был важен определенный объем слов, от чего очень часто мне казалось, что воды в книгах очень много. Кроме того, понимаю, что сделано это было в интересах читателя, но мне в какой-то момент надоел ввод новых героев в повествование. К 14-15 книге можно было сказать что Мефодий Буслаев делится на пять подкниг: непосредственно сам Мефодий, валькирия Ирка, Эссиорх и Улита, Арей и его история, Ната с Мошкиным и Чимодановым. Затем появилась еще и ветвь Прасковьи. Зачастую эти ветви не пересекаются очень долго и возникает ощущение перескока с одной истории на другую, что вызывало раздражение. Дошло до того, что для меня Мефодия с Дафной в последних книгах оказалось очень мало, но это и понятно, видно было, что о них рассказывать уже нечего, они выбрали свой путь. Но зачем тогда продолжать?
Поговорим о последней книге. От неё я ждала многого. Несколько раз смотрела и убеждалась, что это точно последняя книга, и наконец станет ясно для чего все это было. В результате меня постигло огромное разочарование. Пройдемся по ответвлениям.
Мефодий Буслаев и Дафна. Казалось бы очевидно: Мефодий выбрал свет, так чего же тебе еще надо? Но нет, мне оказалось этого мало. Хотелось бы узнать, что ждет главного героя дальше. Сил Квондона он лишился, но какая дорога ему дается взамен всего? Со стороны мрака его провозглашали наследником, а со стороны света?
Прасковья. Вторая наследница мрака. Прасковья и Виктор оказались единственными наследниками сил Квондона. В последних книгах плюс ко всему Прасковья стала еще и валькирией. И мне было интересно что они с Виктором для себя выберут. Но не тут-то было, ребята к концу книги просто пропали и не появились. Причем нам не объясняют куда и зачем, данную информацию мы узнаем от Зигги, которые переехал к Ирке и Багрову.
Ирга и Багров. К их судьбам не так много вопросов. Но некоторые несостыковки по сюжету меня убивали. Это и топтание на одном месте и переливание из пустого в порожнее. Вопрос в какой момент камень пути опять оказался в сердце Багрова? В одной книге Матвей его носит в кармашке, а в следующей он у него уже в груди. Хотя перед этим Мамзелькина сказала, что сделать такое может только она. Но в свете плохих отношений Аиды Плаховны и Ирки поверить в возможность такого перфоманса нельзя. Также мне непонятны были слова Троила о том, что Ирку ожидает многое в будущем, а дева Надежды только временное пристанище. Намеки есть, а конкретики нет. Поэтому их история для меня звучит недосказаной.
С Натой, Мошкиным Чимодановым было понятно все с самого начала их появления. Это проходные персонажи, но зачем они так долго в повествовании книг - вопрос. Минимум один раз Мефодий говорит о том, что они для него не друзья. Несколько раз они предавали не только героев вокруг, но и себя самих. Прогресса в их поведении не наблюдается, для сюжета после книги Ожерелье Дриады вроде бы не нужны. Но вот они родимые снова с нами, а зачем не ясно.
Эссиорх и Улита. Эти персонажи идут по плану, заявленному еще в пятой книге, когда Эссиорх ставит Улите условие, что хочет жениться и завести троих детей. Автор немного поправил себя и в последней книге речь уже о пятерых. История этих персонажей ясна и лаконична, вопросов, как и серьезных опасений, никогда не вызывала.
История Арея единственная, которая меня порадовала. Такое ощущение, что он и был главным персонажем всех книг и именно его история выглядит законченной. На протяжении всех 19 книг видны изменения в душе Арея, которые позволили ему обрести покой после смерти.
Что касается борьбы мрака и света, то к этой темой тоже много вопросов, так как не закончена линия Прасковьи и Виктора. По сути борьба Лигула свелась к наладке работы канцелярии, распространении суккубов и отъеме эйдосов у людей. НО по лору мира мы знаем, что если эйдос светлый, он все равно не достанется мраку. Так о какой борьбе идет речь? Борьбе за души? Нам её не показали. Самое интересное, что в середине повествования говорилось, что эйдосы изменились из-за того, что Мефодий не может определиться на какой он стороне. После того как Мефодий определился, ситуация с эйдосами не улучшилась.
По моему мнению, явно планировалась как минимум еще одна книга, подытожившая всю историю. Не верю, что на этой части наступает логический конец. Возникает чувство несправедливости по отношению к персонажам, ведь цикл Тани Гроттер закончен прочно и к нему вопросов нет, а вот серию Мефодию Буслаев как будто бросили, не доведя до конца. Мой внутренний ребенок очень этим недоволен, ведь непонятно зачем начали чтение, если у истории нет конца?Содержит спойлеры557