Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Перебои в смерти

Жозе Сарамаго

  • Аватар пользователя
    NataliP23 сентября 2015 г.

    Пробираться сквозь тернистые словосплетения Сарамаго-занятие весьма утомительное,особенно если накануне ты закрыла томик Золя и ждешь,что сейчас португалец так же, как француз,будет кормить тебя ароматной сдобой прозы. Ан, нет. Мало того,что плюхаешься из одного жанра в прямо противоположный, так еще и слог у авторов,мягко скажем,разнится. Вот если бы Достоевского до Сарамаго читать, то,думаю, с последним я бы расслабилась. Предложение в пять строк?Да тьфу.Скелет с косой?Дитя по сравнению с демонами, обитающими в душах человеческих! Но Федора Михайловича я читала довольно давно, поэтому Сарамаго заставил меня напрячь мозги.
    Эта книга -некая аллегория на тему смерти. Обрекая в плоть нечто эфемерное, автор представляет нам картину весьма неожиданную. О смерти размышляли веками, для кого-то она спасение, для кого-то трагедия, для кого-то смысл всей жизни. Но Сарамаго рассмотрел жизнь в контексте смерти, весьма занятно: от полного отсутствия понятия "смерть" в обществе до жизни общества глазами этой самой смерти.
    Автор выполнил за меня львиную долю работы, потому что,честно скажу, не люблю рассуждать на столь глобальные темы. Доводов куча, конкретики и гарантий ноль. Поэтому мне было интересно, как же видит это "человек поживший". А он вовлекает в канву домысла не только всю ритуальную индустрию, но и предшествующие ей, в том числе финансовую ( выплата пособий, страхование жизни, обслуживание недееспособной категории населения). Местами повествование переходило в шпионский триллер, но маФФии не удалось до конца засучить рукава, так как после полугодового отсутствия смерть снова вернулась на территорию страны. Лаконичный конверт лилового цвета получили сотни людей. Забавно, но тут смерть проявила лояльность: дала неделю на "сборы". Вся машина обществаустройства повернула свои механизмы в обратную сторону-хоронить канареек стало неактуальным. И лишь один конверт всякий раз возвращался нераспечатанным.
    Часто в книгах по писательскому мастерству пишут, что герои, порой, начинают жить своей жизнью, диктуют автору правила игры. Создаётся впечатление, что именно это произошло со смертью. А как ещё объяснить все метаморфозы? Уже привыкнув к сухому, обстоятельного повествованию, совершенно не ждешь чувственного наплыва, томления, не без иронии, абсурдного, но убедительного, знаете ли?
    Сцена присутствия смерти в доме виолончелиста описана настолько деликатно, детально, что, кажется, слышены дыхание и шорох простыней. Вот он встал, одел шлёпанцы, напоил пса. И никогда не представишь в этом утопически тривиальном эпизоде наблюдателя в виде скелета.Хотя в обыденном, но тем и примечательном повествовании, смерть обретает так же, вполне уместные здесь черты, "вживается в интерьер".

    Кажется, Сарамаго посредственен в выборе героев. Виолончелиста мы можем оценить только по описанию его быта-диалогов с ним минимум, да и то лишь в конце. Он явно одинок, ибо в 50 лет спит он один. Он добр, так как встаёт ночью напоить пса. Его жизнь упорядочена и вращается по кругу работа-дом. Однако человек духовно наполнен, о чем говорит его профессия и вся соответствующая атрибутика на прикроватный столике. Вот здесь посредственность героя отступает и даёт простор для "доработки" образа. Мы можем придумать многое, и если книгу когда-нибудь экранизируют, представить героя можно будет более цельно-Сарамаго создал прекрасную почву. А смерть в образе мертвеца,давно почившего, не даёт, казалось бы, воображению разыграться, ан нет. Автор наполнил бездыханное существо самобытностью, харизмой. Он настолько ироничен по отношению к своей главной героине, что мы буквально слышим, как похрустывают хрящики в некогда эластичных конечностях.

    Слушать умозаключения смерти весьма занятно.
    Резюмирую:

    • Сарамаго автор спицефический. Понравится не всем, однако, уверена, что почитателей у него очень много.
    • Есть такие авторы, которые любят копаться в очевидном, но это только на наш, обывательский взгляд. А в привычном мы не видим значительного. Вот Сарамаго такой(во всяком случае в этом произведении), философ-абсурдист, не без доли иронии.
    • Его не получится прочесть быстро. Вы будете много раз возвращаться назад,чтоб восстановить картину или если вдруг задумались о постороннем в процессе.
    • Все диалоги книги предстаалены в виде монолога.
    • У этого произведения неповторимый колорит, каждый найдёт что-то сугубо личное.

    Моя оценка такова, потому что тема мне несильно интересна, как я уже сказала. Смерть-скелет ну примитивно,зрелая красавица тоже пресно...Ну вот, понеслось...Нет, очень достойная проза!

    5
    54