Рецензия на книгу
The Ballad of Songbirds and Snakes
Suzanne Collins
Аноним10 октября 2025 г.От песни соек-пересмешниц к диктатуре: как взращивалась власть
К чтению баллады я приступила после прочтения "Рассвета Жатвы" и меня глубоко поразила разница, с которой эти две книги написаны одним и тем же автором.
Автор возвращает читателя к корням тирании — к тому моменту, когда будущий президент Панема, Кориолан Сноу, ещё не стал символом власти и страха, но уже нес в себе все черты будущего диктатора. Это не роман о взрослении в привычном смысле — это роман о формировании чудовища под оболочкой интеллекта, обаяния и бесконечных амбиций.
Я, как читатель, воспитанный на привычном нарративе становления героя, ожидала, что юный Кориолан пройдёт путь искушений, ошибок и осознания — и будет по каплям обретать человечность. Всю первую часть книги я ждала, что его светлую часть разрушат обстоятельства, но понимала: с его позицией мне вряд ли дадут такую возможность. В итоге юноша, измученный голодом и страхами войны, по каплям приобретает бесчеловечность, подпитываясь идеями людей, которые ему изначально чужды. Все повествование романа соткано из мелких, но последовательных актов эгоизма, где каждое решение Сноу — не шаг к пониманию мира, а шаг к утверждению собственной значимости в нём. Я поймала себя на мысли, что зачастую в произведениях ты можешь начать сочувствовать убийце, сопереживать антагонисту. Но здесь Сьюзен Коллинз показывает героя как человека с изначально светлыми идеями и помыслами, которого пугает контроль и жестокость, но он вызывает все больше неприязни от странице к странице. Даже его помощь Люси Грей и Сеяну во время игр отравлено личными мотивами и мыслями о собственном величии и превосходстве.
Кстати, его отношения с Люси Грей — вообще центральная ось этого самообмана. Он не любил её в подлинном смысле — он желал ею обладать. Люси Грей для него — не личность, а символ его триумфа, доказательство того, что он может контролировать даже жизнь в условиях хаоса. Когда эта иллюзия рушится, Сноу не испытывает трагедии потери, а лишь гнев от утраты контроля. Его чувства — это не любовь, а собственничество, замаскированное под романтические порывы.
Люси Грей же становится своеобразным прототипом соек-пересмешниц — тех, кто осмелится петь против власти, превращая песню в оружие вопреки их происхождению. И тех соек, которых так ненавидел Кориолан (что еще больше подсвечивало диссонанс этой выдуманной любви). В её песнях, в свободе, в умении быть частью народа и природы уже звучит интонация будущего восстания. Она — первый голос, который Панем не может заставить замолчать, потому что он останется эхом в сердцах других (что мы видим в событиях, которые происходят как в сюжете "Рассвета Жатвы", так и в основной трилогии). Именно этот голос Сноу спустя столько лет стремится уничтожить — не только из страха, но из принципа: ведь всё, что не подчиняется, для него неприемлемо.
Автор создаёт портрет человека, для которого власть и выживание — не средство, а самоцель. Сноу не взрослеет — он кристаллизуется. Его путь не восходящая дуга героя, а медленное окаменение души. И в этом — страшная честность книги: зло не всегда рождается из травмы или заблуждения. Иногда оно рождается из убеждения, что ты лучше, умнее и достоин большего, чем другие.
«Баллада о змеях и певчих птицах» — это анатомия нарциссизма, завёрнутая в блестящую оболочку юности и амбиций. Это роман, где не происходит морального возмужания, а происходит осознание собственной исключительности как оправдания любым поступкам, подающимся под соусом "хотел как лучше, как правильно". Сьюзен Коллинз показывает, что диктаторы не падают с неба — они вырастают из мальчиков, уверенных, что мир создан для их триумфа. "Сноу всегда берут верх!"
UPD: Немного остыв, я решила добавить то, что условия, в которых Кориолан рос, не могли не возыметь своих последствий. Жестокий отец, патриотизм мадам бабушки, лишения в годы войны из-за восстания дистриктов. Но все же в зачатке истории мы видим, что в нем есть светлые чувства и зерно милосердия, но только от него самого зависело, какое в итоге зерно он взрастил и какие качества для него вышли на первый план. Наш будущий президент Панема сам делал своими руками вещи, которые он сердцем не принимал, но оправдывал их тем, что так будет правильно, ведь так он может сохранить этот пресловутый контроль. И вот это желание контроля идет красной нитью по всему повествованию: от рубашки, которая не выдаст, что он критически беден и ему нечего есть, до убийства директора академии.
Это исключительно мое мнение, и, читая рецензии, я понимаю, что многие категорически с ним не согласны. Но каждый видит историю через призму своего воспитания, восприятия и личных качеств. Тем интереснее, что Кориолан вызывает такую гамму чувств: автор проделала потрясающую работу!Содержит спойлеры8141