Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним9 октября 2025 г.Ответственность за своих монстров
Осень, приближающийся Хэллоуин, и, более того, приближающаяся экранизация от Гиермо дель Торо с Оскаром Айзеком в роли Виктора, - в общем, знаки сложились и я наконец-то выкопала Шелли из кучи своих читательских планов. Не хватало только дождя за окном, ведь по какой-то загадочной причине неторопливые эпистолярные готические романы идеально читаются в дождь. Но я и и без него прекрасно справилась.
Сюжет настолько известен, что несется далеко впереди самой книги: молодой ученый Виктор Франкенштейн постигает тайну создания живой материи и создает существо, которое так ужасает его своим видом, что Виктор в ужасе сбегает из лаборатории. Сбегает и существо. Сбегает, но не исчезает насовсем, а становится личным кошмаром Виктора, навсегда изменяя его жизнь.
Но для меня было немного неожиданно открыть книгу и осознать, что она начинается в Петербурге, и при этом начинается совсем не с Виктора, а с путешественника и исследователя Уолтона, который пишет письмо своей сестре, рассказывая о планах отправиться в Архангельск, а потом и дальше, во льды холодных вод.
Да, сейчас «Франкенштейн» уже не пугает, хотя и был задуман, как страшный рассказ. Но он все еще заставляет размышлять, все еще затягивает в сюжет, а это уже немало. В конце концов, Виктор не просто отнесся безответственно к результату своего труда, но и изначально пересек черту дозволенного из-за своей одержимости результатом. Он не просто создал разумное существо, но и наделил его необычайной силой и выносливостью, а потом бросил, в испуге. И долгое время пытался пустить эту историю на самотек, не принимая ответственности за свое же чудовище. И по сути, Виктор — очень-очень плохой родитель, а его монстр — плод его нелюбви.
И над монстром разворачивается одиночество — он слишком жутко выглядит, чтобы показываться людям, и это ломает его, вытаскивает наружу его жестокость, его злобу и обиду на весь мир, с Виктором во главе. Монстром движет месть, и эта месть понятна.
И вот тут на свет выполз мой обычный интерес к историям маньяков: Шелли, еще не зная о самом этом термине, достаточно ярко описала Монстра, по своим суждениям и поведению близкого к суждениям и поведению приличной части современных маньяков. У него нет норм морали, понимания общества, но при этом он достаточно умен, чтобы учиться. Он понимает, что уродлив и пугающ, но обижается и злится, когда люди думают, что он опасен (да, мне его жаль, но я могу представить, что бы я подумала, если бы увидела в своем доме жуткого незнакомца, который приблизился к слепому деду). И его эту злобу тоже достаточно легко понять: он никогда не видел добра, он одинок, и он — ребенок, ведь при всем своем размере, он «родился» совсем недавно.
В общем, несмотря на то, что «Франкенштейн» едва ли может напугать, это все еще атмосферное и интересное чтение, особенно подходящее для пасмурного прохладного вечера. Я получила немалое удовольствие от книги (как и пищи для размышлений).
50965