Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Система: эксперимент. Часть 1

Сия Тони

  • Аватар пользователя
    Аноним8 октября 2025 г.

    Итак, «Система». Далась она мне тяжело. Я бы даже сказала — невыносимо тяжело: приходилось начинать её несколько раз, перечитывать отдельные главы и эпизоды, чтобы хоть что-то понять и уловить суть происходящего. Еще немного — и я бы отказалась от этой «увлекательной» авантюры, но всё-таки пересилила себя и дочитала сей «шедевр».

    Эта серия по какой-то неведомой мне причине очень популярна. И это, на самом деле, печально. В который раз убеждаюсь, что популярные нынче книги в большинстве своем — это просто мусор, не несущий в себе абсолютно ничего: ни глубинного смысла, ни интересной истории, ни запоминающихся героев. Это бесконечные пустышки, наштампованные будто одной рукой — абсолютно одинаковые и абсолютно никчёмные. Конечно, даже на такое найдется свой читатель, и в целом о вкусах не спорят, но, друзья...

    Ладно, что же не так с «Системой».

    Начнем, конечно же, с самого текста и стиля написания в целом.

    Написано откровенно плохо — скупой язык, поверхностные и однотипные описания, сплошные диалоги. Согласованность и хоть какая-то структура отсутствуют — здесь не вяжутся главы, абзацы, да даже слова в одном предложении живут по отдельности:


    Когда я снова и снова представлял Атанасию верхом на мне, мое дыхание учащалось, став глубже, а пульс ускорился.

    Про диалоги отдельный разговор. Мало того, что они и правда занимают большую часть текста, так они еще и построены криво-косо:


    — А! Сколько тебе лет?
    — Двадцать шесть. — Он слегка ухмыльнулся.
    — А мне двадцать четыре, — ответила я, поудобнее подминая подушку под голову. — Почему ты согласился на эту работу?
    — На эту работу? — Он задумался, а после широко улыбнулся.
    — Привет. Ты из какого филиала? — спросила милая девушка с прямыми рыжими волосами и янтарно-зелеными глазами.
    — Из центрального, — честно ответила я. — А вы? — я ненароком задела взглядом еще и высокую брюнетку, которая пристально меня разглядывала.
    — Я из Дывми, — отозвалась первая.
    — А я из Зукавья, — добавила вторая. — Кажется, мы все из разных филиалов. В Ясоре их тысяча сто тридцать девять, каков был шанс попасть сюда? — задала она риторический вопрос.

    Это диалоги уровня Wattpad и фанфика под названием «Ухмылка Дьявола».

    Кстати, как вам второй пример диалогов? Поняли из него хоть что-то? Вот и я — нет.

    Главная героиня, Атанасия, живет на Земле в выдуманной стране Ясоре, возникшей после некой глобальной катастрофы. А, постойте, помимо этой глобальной катастрофы там еще были войны и ужасные болезни. Так вот, героиня вроде как живет на Земле, но это не совсем Земля, потому что от привычной нам планеты не осталось ничего, но при этом никаких подробностей о «новой» Земле мы не узнаем. Мы не узнаем, что именно случилось и когда, не узнаем, каким образом были сформированы новые страны и государства. Не узнаем о технологиях нового мира, о его строе, о жизни людей в нем. Всё, что нам будет известно, так это то, что люди очень страдают, голодают, умирают, а женщин на законодательном уровне заставляют рожать и посвящать свою жизнь семье либо учиться в академии, чтобы получить хоть какую-то работу и возможность обеспечивать себя самостоятельно.

    Про вторую планету, Верум, на которой происходит всё основное действие, я вообще молчу. Информации о ней попросту нет: как эта планета связана с Землей, как вообще удалось наладить межпланетный контакт, как она выглядит, кто там живет, какая у них история, культура, традиции... Мы ничего, абсолютно ничего, не знаем о Веруме. Все описания и попытки хоть в какое-то углубление в собственный лор автор так старательно избегает, что собирать картинку приходится по крохам, разбросанным по тексту тут и там, но этого категорически мало.

    Если бы у меня была возможность спросить у автора всего один вопрос касаемо её книг, я бы спросила: «Как можно было придумать такие названия и имена?» Нет, правда, как? Я понимаю, что это фэнтези и в таком жанре всегда специфичные имена и названия, но в «Системе» будто всё было придумано случайно. Атанасия, Касиум, Экстаз, Йосэфиль, Цайва, Бениффи, Вефалуизия, Максимус, Ксира, Нисфер, Аурилион, Катар — это лишь малая часть имен, фигурирующих в книге. И тут еще ладно, некоторые имена имеют какие-то корни (греческие или римские, например), но остальные — набор букв.

    Но знаете, что самое грустное? Имена — лишь часть трагедии, которая случилась с персонажами в этой книге, ведь таких картонных и безликих героев я не встречала давно... Все как на подбор (хотя, грубо говоря, так и есть) — красивые, статные, с идеальными лицами и телами, но пустые до ужаса: ни характера, ни морали, ни личной истории, ничего за этими приторными оболочками нет. «Холостяки» друг от друга отличаются разве что навешенными ярлыками по типу «пианист», «программист», «онанист» и цветом волос/глаз, а участницы как будто вообще не имеют отличительных черт — все красотки, все хорошие. В какой-то момент я начала путаться в этом потоке персонажей, не в силах отличить одного от другого, и даже думала, что бесчисленные свидания главной героини происходят с одним и тем же героем, но как потом оказалось — нет.

    Я не стану разбирать подробнее сюжет и любовные линии, но очень хочу поговорить о парочке глупых моментов и, конечно же, о наших любимых клише.

    Думаю, вы уже поняли, что в «Системе», как и в других подобных книгах, всё строится на избитых и сто раз написанных тропах. Тут отмечу, что я не против тропов как таковых, у меня у самой огромный список того, что мне нравится. Но важно понимать, что троп должен использоваться автором очень аккуратно и не превращаться в клише. Троп — это лишь основа, шаблон, от которого автор отталкивается и привносит что-то своё, свежее и новое.

    Но «Система» — сплошное клише. Главная героиня, конечно же, «не такая как все» — самая красивая, самая добрая, лучшая, прекрасная. Она и умная, и смышлёная, и понимающая, и неконфликтная. Со всеми общий язык найдет, всех во всем убедит, успокоит, советы раздаст. Есть ли в ней хоть какой-то изъян? Разумеется, нет. Как нет и мотивов, целей, характера, личных интересов, предпочтений — ничего из того, что сделало бы её живой, настоящей. Атанасия — типичная героиня сырого романчика, которая может всё что угодно, но при этом не может ничего; героиня, которую хотят все мужчины просто «потому что», но она не хочет никого, ведь у неё принципы, путаницы, беды с головой.

    Взаимоотношения героев строятся точно так же — клише на клише. С одним якобы какая-то «запретная любовь», но при этом никакой истории между ними нет: оба хотят переспать с друг другом практически сразу, но просто не могут из-за правил проекта. Какие-то чувства, эмоции, внутренняя борьба, метания? — Нет, зачем, мнимых запретов будет достаточно. Симпатии других «холостяков» к Атанасии проявляются мгновенно из-за её красоты, а после подкрепляются её «необычными» и такими «уникальными» поступками и словами. Сама Атанасия, к слову, разобраться в себе и своих ощущениях к другим героям не может, да и как-то особо не старается — никаких переживаний, рассуждений от неё мы не увидим.

    Это ладно, клише в персонажах и их взаимоотношениях ещё терпимо, но вот в событиях... Представьте, что у вас есть главная героиня «не такая как все и вообще самая лучшая» и герой, непонятно откуда взявшийся, и не прописанный от слова совсем, но «холодный, загадочный, невероятно красивый». Как бы вы их свели, будучи автором? Правильно — кинуть главную героиню в «беду», а героя заставить её спасти. Окей, это клише ужасное, но его ещё можно спасти. Где угодно можно было спасти, но не в «Системе»...


    Сделав шаг, будто пытаясь обойти меня, он со всей силы толкнул меня в плечо и быстро ушел. Я не поняла, как потеряла равновесие и, хватаясь за воздух руками, упала на пол. Удар пришелся на спину и правое запястье.
    ...
    Оглядев себя, я увидела, что платье было порвано до самой талии, а грудь и правая рука были в крови.

    Её толкнули в плечо, она не удержалась, упала, прикусила язык, порвала платье и перепачкалась в крови. Она просто упала, а описывается и подаётся это так, словно её сбил поезд и ещё дважды переехала машина. Герой, конечно же, спасает её, лечит, приводит в порядок, успокаивает, а после кладет к себе в кровать и вместе с ней засыпает. Отмечу, что знакомы они от силы минут 10, а до этого в книге не взаимодействовали вообще никак. Не знаю, надо ли тут ещё что-то комментировать, поэтому перейдем к следующему эпизоду.

    Клише со спасением автор использует несколько раз, поэтому, когда Атанасия отправляется на очередное испытание в рамках шоу, её трижды спасают «холостяки». Знаете, от чего её спасают? От лабиринта, от какой-то морозильной камеры и спятившего робота. Да, хорошо, в последнем варианте правда было опасно и спасение там оправданно, но в первых двух... Атанасия даже не пыталась спасти себя как-то самостоятельно, побороться за жизнь (хотя никто им бы и не позволил умереть на шоу, все это знали), она просто садилась на месте, складывала ручки и страдальчески ждала, когда же ей помогут. Параллельно этому рассказывалось о других участницах, которые страдали недостаточно сильно по сравнению с Атанасией — подумаешь, одна сорвалась с моста и угодила в реку, не в силах справиться с течением, а другую приковали ко дну огромного контейнера, наполняющегося водой.

    Какой тут подвести итог — не знаю, кажется, всё очевидно и так. О минусах можно говорить бесконечно, ведь вся книга — сплошной минус. Чего-то положительного и цепляющего в ней нет совсем, поэтому даже крошечного абзаца с плюсами не будет. Как говорится, судите сами, но в этой книге нет ни потенциала, ни смысла. Место ей — на просторах фикбука, но точно не на полках книжных магазинов и личных библиотек.

    Рекомендую ли к прочтению?
    Нет, нет и ещё раз нет.

    Содержит спойлеры
    5
    272