Рецензия на книгу
Theatre
W. S. Maugham
Аноним21 сентября 2015 г.Который раз убеждаюсь в том, что если мне не подворачивается под руку в решающий момент книга автора в магазине, значит так суждено. И ее стоит читать в электронке или как сейчас – слушать в аудиоварианте. Начитка просто отличная, озвучивает женщина, причем по голосу скорее за сорок, что вполне себе в возрастных рамках слегка моложавой главной героини. А за то, как она каждый раз произносит «Бедный ягненочек» не жалко даже поаплодировать. Такая палитра снисхождения, жалости, превосходства и злой иронии слышится в этой фразе.
Пожалуй, это не та книга Моэма, которую я рекомендовала бы читать всем подряд. Она на любителя. На любителя театра, Англии 20го века и женской психологии. Роман Моэма – это легкая зарисовка, срез жизни богемного общества конца 20х-30х годов 20го века. Джулия Ламберт – преуспевающая актриса, которая разглядывая свои фотографии вспоминает жизненный путь, по которому она пришла в сегодняшний день. Ей около 50. Муж – антрепренер в их собственном театре. Сын – без пяти минут студент Кэмбриджа. Верный воздыхатель – граф из высшего общества, умный и начитанный человек, развлекающий Джулию в часы досуга. Любовник – молодой человек, роман с которым пикантно разнообразит рутину театральной жизни. Верная подруга – один из первых спонсоров театра, у которой так удобно блистать на приемах. Вот, в общем-то, и вся жизнь миссис Ламберт. Ах да, еще она невообразимо талантлива и на сцене творит настоящую магию.
Вот только что для Джулии сцена? Только ли театральные подмостки или вся ее жизнь? Поскольку роман представляет собой монолог героини, то читатель очень быстро понимает, что Джулия не способна жить без игры. Любой ее жест, взгляд, слово – продумано все до мелочей. Словно дьявольский компьютер героиня просчитывает реакцию своего собеседника и направляет его в нужную ей сторону, а когда жертва оправдывает ожидания, зло посмеивается про себя. Непонятно что является первопричиной - характер Джулии или ее образ жизни. Но совершенно точно одно вытекает из другого, создавая замкнутый круг. В жизни героини почти не появляются люди, способные вывести ее из равновесия, из того театра в котором она пребывает 24 часа в сутки. А если кто-то и возникает на горизонте, то миссис Ламберт предпочтительнее сплавить такого человека, чтобы он не нарушал ее душевный покой и гармонию. При всем этом Джулия действительно не глупа и обладает бесценным даром – чувством юмора, которое помогает ей переживать немногочисленные беды, выпадающие на ее долю.
На самом деле в жизни такие Джулии совершенно невыносимы своим высокомерием и непомерным самомнением, но в качестве книжного персонажа, да еще и щедро приправленного автором злой ироничностью, как одной из черт характера, героиня любопытна. В качестве подопытного для наблюдения. Предположу, что автор написал этот роман, как пародию на представителей культурной элиты Англии того времени, потому что страданиями главной героини проникнется разве что слепой, уж настолько они наиграны и неестественны с этими ее позами, жестами и крокодильими слезами. Правда партнеры по сцене ей достались достойные. Муж и любовник так точно)
ИТОГО: Неплохой памфлет на культурную интеллигенцию современного автору английского общества. Не самый выдающийся роман Моэма, но достойный вашего внимания, если вы любите истории об английских нравах и семейные драмы.
2070