Рецензия на книгу
Пять травм, которые мешают быть самим собой
Лиз Бурбо
Аноним8 октября 2025 г.Я добралась до этой книги после того, как один из психологов, чьё видео произвело на меня большое впечатление, ссылался на неё, и вот я решила изучить первоисточник.
Ну и что сказать? Вроде бы не ужасно (видала и хуже), но в целом разочаровало.
"Пять травм, которые мешают быть самим собой" начинается с честного дисклеймера: Лиз Бурбо прямо говорит, что её идеи не подтверждены наукой. Это её личные наблюдения, гипотезы и не более. И тут сразу возникает двойственное чувство: с одной стороны, она снимает с себя ответственность, мол, хотите — верьте, хотите — нет. С другой стороны, доверия к тексту это никак не прибавляет.
Но, тем не менее, многие из её описаний действительно вызвали у меня отклик. Особенно про Травму отвержения и так называемую маску Беглеца.
Люди с травмой отверженности, по мнению Бурбо, формируют эту маску как способ избегать боли. Эта маска проявляется не только в поведении, но даже в физическом облике человека.
Ключевые черты Беглеца:
• Стремление быть "невидимым". Такие люди часто стараются не привлекать к себе внимание. Они могут избегать конфликтов, больших компаний, а в незнакомой обстановке чувствуют себя не в своей тарелке. Такие люди часто избегают больших компаний, предпочитая уединение.
• Низкая самооценка, непринятие себя, чувство недостойности. Они не верят, что их можно искренне любить и принимать, поэтому не умеют принимать комплименты, похвалу (не верят в них) и порой в целом предпочитают держать дистанцию.
• Эмоциональная отстранённость. Беглецы редко открываются полностью. Они боятся быть осмеянными или непонятыми, поэтому предпочитают не делиться своими чувствами — или делиться явно не всем и не со всеми. У них часто безэмоциональное лицо и отсутствующий взгляд.
• Худощавое телосложение. Бурбо пишет, что Беглец часто выглядит так, будто старается "занимать меньше места". Это может быть проявлено в худощавости и костлявости, сутулости, бледной коже. Как будто человек «исчезает». Беглецы часто выбирают неброскую одежду тёмных цветов.
• Постоянное чувство вины. Они часто винят себя за всё подряд, даже если объективно не виноваты. Часто страдают перфекционизмом.
• Страх отвержения. Самая глубокая боль и страх Беглеца — быть отвергнутым, поэтому он делает всё, чтобы избежать подобных ситуаций и часто действует «на опережение»: не сблизишься - не отвергнут.
• Чувство "лишнего". Им кажется, что они занимают чужое/лишнее место, что их присутствие не нужно, и что никто не заметит, если их не станет.
Это, разумеется, очень краткое содержание, но когда я читала описание этой травмы, не могла не заметить, как многое из этого совпадает со мной, порой вплоть до мелочей — или очень странных совпадений.
Однако при этом автор умудрилась там же рядом нагородить кучу несусветной метафизической чепухи, начиная от разговоров про переселение душ до абстрактных теорий о кармических отпечатках. Для меня это сразу ставит под сомнение весь текст в целом, несмотря на его отдельные моменты, которые, кажется, будто бы действительно попадают "в яблочко".
В итоге осталось крайне неоднозначное впечатление. С одной стороны, книга может быть полезна как некий толчок к самоанализу, если читать её с фильтром и без ожидания научной точности. Но вообще, если интересно, то лучше просто начать с краткого пересказа идей Бурбо, не более. Вникать как-то глубоко в это псевдонаучное чтиво я бы точно не советовала.
667