Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним7 октября 2025 г.плагиат и воровство VS троллинг и харассмент
Закрыв последнюю страницу этого романа, мне пришлось взять паузу, чтобы уложить мысли, определиться с оценкой и подумать над рецензией. Не сразу я поняла, что же в нём для меня важнее - изнанка писательского и издательского бизнеса, интернет троллинг или тема расизма и обратного расизма.
Ребекка Куанг безусловно очень таллантлива - роман затягивает с первых страниц и не отпускает внимание до последней строчки. Начинается с совершенно простой завязки: главная героиня Джунипер, став свидетельницей случайной и нелепой смерти своей подруги успешной писательницы Афины Лю, крадет рукопись её новой книги, о которой еще пока никто не знает. А через некоторое время, переработав и вложив свои усилия, выдает её за свою. А дальше начинается наслоение сюжета.
Сначала мы видим метания главной героини, которая уговаривает сама себя, что ничего страшного она не сделала, тем более вложила уйму сил в переработку, и таким образом, это уже не роман Афины, а её собственный. Затем включается тема изнанки издательского бизнеса. Я, конечно, подозревала, что в нём не всё так просто, и популярными становятся романы не самых таллантливых авторов, а те, которые выбрали сами издательства, посчитав, что именно они смогут отбить вложенные в их раскрутку деньги. Но Ребекка Куанг показала это очень дотошно, проследив последовательно каждый шаг от аукциона сырой рукописи, до издания и последующего её продвижения. С одной стороны мне было очень интересно узнать этот внутренний механизм раскрутки бестселлера. У меня сложилось такое впечатление, что написать книгу гораздо легче, чем довести её до читателей. С другой стороны, я поражалась тому, как манипулируют читателем, создавая "правильную" биографию автора, или подсвечивая те или иные моменты книг для создания ажиотажа. В общем, это всё мне не очень нравится, и не зря я стараюсь не читать, то, что навязчиво мне рекламируют. А уж вся эта издательская (как и киношная или театральная) кухня, которая перемелет и сломает действительно таллантливого человека - жестокая жесть, от которой лучше держаться подальше.
Следующим слоем идет тема, думаю, не слишком понятная для российского читателя: расизма и обратного расизма. Главная героиня - белая женщина, а сюжет её книги взят из китайской истории. И тут возникает вопрос: может ли белый автор, хорошо изучив предмет, писать на азиатскую тему или же это прерогатива только азиатских авторов, даже если они родились в Америке и почти не знают языка предков. Почему цвет кожи является определяющим в выборе идеи сюжета и его трактовки. Джунипер подверглась нападкам и обвинениям в расизме, но чем лучше оказались те, кто её в этом обвинял? Для меня этот сюжетный слой стал более важным, чем предыдущий. Я никогда не понимала движения BLM, так как оно дошло до той степени, когда белый цисгендерный мужчина подвергается наибольшей дискриминации. И автор это очень хорошо продемонстрировала на примере харассмента главной героини. И вот тут возникает еще один слой - интернет-буллинг.
Мне очень понравилось, как автор тонко манипулирует мнением читателей о главной героине, сначала показывая неблагопристойную, гнусную её сторону, а затем заставляя её жалеть. И у неё это время от времени получается. По крайней мере со мной. Как бы мы не относились к недостойному поступку главной героини, как бы её не осуждали, но подвергаться такому отвратительному троллингу не должен ни один человек. Это грязно и мерзко. А тем более подвергать харассменту, давить на психику, истончая её и так нестабильное психологическое состояние, заставляя чувствовать себя сумасшедшей, даже если целью этого будет разоблачение воровки. От того, что Джунипер украла рукопись никто физически не пострадал, а от действий Кэндис Джунипер могла попасть в психушку. Цель совершенно не оправдывает средства, даже если она "благородна".
В завершении хочу привести слова одного известного литературного критика по поводу финала романа, который многим не нравится и считается невнятным. Но мне как раз он понравился, и я считаю его очень закономерным, особенно в наше современное время, и лучше я все равно не смогу подобрать слова: "В случае с Джун Хейворд, как показывает нам Ребекка Куанг, «не все так однозначно». В мире, где информационный шум превращает пространство между дозволенным и недозволенным в серую зону, любое падение может обернуться началом взлета, и наоборот." (Г. Юзефович)
UPD: читая отзывы, вижу, как по-разному воспринимается этот роман. Для кого-то он стал книгой об одиночестве, для кого-то производственным романом, для кого-то больше подсветились политические моменты, а кто-то, как и я, обратил внимание на интернет-помойку, способную как вознести человека на вершину славы, так и сломать его, причем личные качества и заслуги самого человека значения иметь не будут - всё решает "глас народа". А раз книга так многозначно воспринимается, значит она действительно таллантливо написана.
80632