Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Господа Головлевы

Михаил Салтыков-Щедрин

  • Аватар пользователя
    Аноним7 октября 2025 г.

    «…наряду с удачливыми семьями существует великое множество и таких, представителям которых домашние пенаты, с самой колыбели, ничего, по-видимому, не дарят, кроме безвыходного злополучия. Вдруг, словно вша, нападает на семью не то невзгода, не то порок и начинает со всех сторон есть. Расползается по всему организму, прокрадывается в самую сердцевину и точит поколение за поколением. Появляются коллекции слабосильных людишек, пьяниц, мелких развратников, бессмысленных празднолюбцев и вообще неудачников. И чем дальше, тем мельче вырабатываются людишки, пока наконец на сцену не выходят худосочные зауморыши, которые при первом же натиске жизни не выдерживают и гибнут».

    История трех поколений семьи Головлевых: матери, детей и внуков. Семьи, в которой не было месту ни любви, ни уважению, ни состраданию. Мать Арина Петровна, что вышла замуж за постылого мужа, которого никогда не любила и даже презирала. Детей и внуков собственных тоже не любила. Все они были для нее порченные: и Степка-балбес – пьяница и растратчик, умиравший в грязи и голоде возле равнодушной матери; и дочь Анна, что пошла против воли матери и вышла замуж за непутного офицера, после своей смерти оставившая двух девочек, что навсегда получили от бабки прозвища «приживалки»; и равнодушно-апатичный Павел, спившийся и умерший, так и не сделав ни одного настоящего поступка в жизни, весь какой-то серый и невзрачный и только ненависть к Порфирию добавляла его образу хоть каких-то красок; и, конечно, Иудушка (Порфирий), что своим ядом изжил и мать свою, и детей, и племянниц, и себя самого. Как паук опутывал он всех паутиной своего пустословия, мелочности, скупости, пуская яд в души собственных детей. Ни одного счастливого человека не родила эта семья, и даже больше, руками, словами и поступками своих же родственников каждый из них и отправился на тот свет.

    Богат ли был род Головлевых? Да, делами Арины Петровны семья богатела, кладовые и амбары их были полны, капитал увеличивался, земли прирастали. Было ли это во благо? Нет. Ели порченное, ходили в ношенном, над копейкой тряслись и куском попрекали.

    Набожен ли был род Головлевых? Да. Но набожность эта была напускная, неискренняя. Вот вроде и творит Иудушка молитву перед богатыми образами и обращается к Богу, а сам в это же время так и смотрит кто куда пошел, да что сделал, да не украл ли у него, да не отнял ли кусок. Вроде и говорит, что все от Бога, а собственного незаконнорожденного сына в воспитательный (детский) дом сдал, чтобы не узнал никто, да молва не пошла о его прелюбодеяниях. И на протяжении многих страниц он все говорит, и говорит, и говорит. И ты уже теряешь смысл тех разговоров и не помнишь с чего они начались, но продолжаешь слушать, и эти разговоры душат и травят и героев, и тебя. Два его сына его поступками с жизнью покончили. Две племянницы пустились во все тяжкие и тоже почили. И он сам, в конце жизни хоть и осознал, что натворил, но никаких действий по искуплению вины не предпринял. И смерть свою нашел в придорожной канаве, околев от холода.

    Салтыков-Щедрин мастерски показал увядание помещичьего рода, заставшего и все «блага» крепостного права, и его отмену. Рода, что не имел сильных людей, что продолжили бы его историю, не сумевшего подстроится под меняющуюся реальность. Показал он и отношения между господами и слугами/крестьянами. И отношение общества к актерской братии, в те времена приравнивавшейся к проституткам, в которую, убегая от болотной жизни в усадьбе, попали дворянские дочки-внучки, что привело к их печальной кончине.

    Персонажи, представленные в романе, имели реальные прототипы. Образ властной, жесткой, скупой на эмоции Арины Петровны списан с матери автора. А Иудушка – это воплощение его брата Дмитрия, с которым он судился за наследство и прозывал «Иудушкой-кровопивушкой» задолго до написания романа.

    Роман, наверное, если судить современными терминами можно назвать психологическим триллером своего времени. Читается он очень легко, и, несмотря на прошедшие полтора столетия, прекрасно ложится на современность. Правильно говорят, что с тех времен, кроме технического прогресса, не поменялось ничего. Да, у нас есть машины, телефоны, интернет, но люди остались прежними, отношения тоже не особо поменялись. Да, сейчас все стараются быть осознанными, быть в ресурсе, проработать травмы и конфликты, но, когда доходит до дела, все равнодушие, мелочность, жадность, завистливость вылазит наружу. Мы так же легко отворачиваемся от тех, кто нуждается в нашей помощи, так же осуждаем и обсуждаем тех, кто живет не так как мы считаем правильным, самоустраняемся от проблем, которые не хотим впускать в свою реальность.

    10
    219