Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Musicophilia: Tales of Music and the Brain

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним6 октября 2025 г.

    Музыка на-а-а-ас связала

    Ранее я читала только саксовского "Человека, который принял жену за шляпу", причем читала с большим удовольствием. "Музыкофилия" похожа по структуре: это набор удивительных рассказов про людей с неврологическими отклонениями, однако здесь они объединены сквозной темой — восприятием музыки.

    Кажется, что у Сакса неиссякаемый запас историй. В первой части книги он рассказывает о людях, в жизни которых музыка появилась неожиданно, как правило, после несчастного случая. Так, мужчина, в которого ударила молния, внезапно обрел способность играть на фортепиано и сочинять свои произведения. А молодая женщина стала испытывать эпилептические припадки, услышав неаполитанские песни. Также раскрыта тема "ушных" червей и музыкальных галлюцинаций.

    Во второй главе речь идет о несчастливцах, вообще не способных воспринимать музыку (она представляется им, например, как грохот поезда), феномене абсолютного слуха, синестезии и о том, как чувствуют музыку глухие люди.

    Третья часть – про взаимосвязь памяти, движений и музыки. Здесь есть грустный рассказ о музыканте, который из-за потери краткосрочной памяти почти ничего не помнил и вынужден был жить в специализированном интернате, но при этом оставался способным играть длинные произведения, которые выучил до несчастного случая. Очень интересно описано, как музыка помогает больным восстановить функции движения.

    В заключительной главе Сакс рассказывает о целительном влиянии музыки на людей с сильными неврологическими расстройствами: болезни Альцгеймера, синдроме Вильямса, деменции, клинической депрессии. Оказывается, даже существует профессия музыкального терапевта, помогающего облегчить состояние больного, и в безнадежных, казалось бы, случаях на время вернуть прежнюю личность пациента самому себе.

    Любопытно, что почти во всех историях речь идет именно о классической музыке. Хотя автор почти наш современник (родился в 30-е годы прошлого века, умер в 2015 г.), нигде в тексте не упоминается популярная музыка, рок и тем более современные жанры типа R&B, хип-хопа или электроники. Я так и не поняла причины этого избегания, тем более что Сакс тоже имеет музыкальное образование и, казалось бы, должен быть открыт к многим жанрам.

    "Музыкофилия" – научно-популярная, а не развлекательная книга, поэтому местами становится немного занудна, однако занимательных историй в ней все же больше (главное не забыть их все сразу). Больше всего меня подкупило внимательное и доброе отношение Сакса к своим пациентам; чувствуется, что написано с любовью.

    7
    113