Рецензия на книгу
Лолита
Владимир Набоков
Froid19 сентября 2015 г.Я не впервые сталкиваюсь лоб в лоб с этой книгой, что единожды уже в мой четырнадцатилетний возраст ворвалась, перебрала все извилины и отправилась обратно на полку.
Но впервые я её слушала.
И на слух, на вкус, на язык это такая вязкая, медово-горькая книга об одном-единственном вожделении.
Трагедия Гумберта Гумберта в самой его сути, внутри, которую он ясно понимает, но не может, не хочет от неё избавляться.
И этика здесь не причём. Люди разные, и среди тех же грустных педофилов крайне мало мыслящих так литературно, как главный герой Лолиты, умеющий так бесконечно долго наслаждаться её свежестью и красотой, прежде, чем поддаться своему соблазну.
В отличие от 'Ады', роман 'Лолита' чувственный, яркий в языковом смысле, несмотря на весь возможный ужас самого его смысла, талант Набокова как писателя очевиден.
А вот сочувствовать или нет главному герою - решение самого читателя. Тогда, в моё четырнадцатилетнее житие я больше осуждала Лолиту, чем самого героя, в воспалённой душе которого возросла болезненная страсть. Она заманивала, завлекала, проверяла себя, любила играть - полудитя-полуженщина, и, понимая это, я жалела, наверное, глупого-глупого Гумберта, потому что он, несчастный, запутался вовсе, заигрался, 'перепутал с похотью любовь'. Сходил с ума от её глянцевости, персикового пушка, зная, ощущая, что пройдёт несколько лет, и он будет искать себе новую жертву.
К несчастью для всех этих мотыльково-бабочных нимфеток, не суждено было.
Я не уверена, что всё нужно сваливать исключительно на него. Любопытство девочки - полудетское, полувзрослое, полунастоящее - вкупе с его бешеной страстью, тоже вело его за собой, и в итоге привело к финалу.
Не любви это гимн. Не влюблённости. И сравнение с Петраркой, платонически восхищённым своей Лаурой, не имеет общих корней с Гумбертовским разрушительным наслаждением, его чувственным вожделением. Это гимн запретному, песнь счастья плотского переживания. И... На этом, увы, всё.564