Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Золотой храм

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним4 октября 2025 г.

    Я не большой знаток японской литературы, поскольку авторов из страны восходящего солнца я ещё не читал. Подозреваю, что ей, как и всей японской культуре, присущи какие-то свои уникальные черты и особенности, и что поэтому японская литература в чём-то точно будет весьма самобытной и неповторимой. Расширяя свои горизонты читаемого, решил всё же приобщиться и к японской литературе, для чего решил взять почитать "Золотой Храм" Юкио Мисимы, который давно был у меня на примете. Сплетая слова из опавших листьев и утреннего дыхания, согретого лучами восходящего солнца, постараюсь описать свои впечатления от этого произведения.

    В сюжетном плане рассказанная в этой книге Юкио Мисима история не показалась мне какой-то очень уж сложной и оригинальной, однако она оказалась довольно-таки глубокой, многогранной, местами, на мой взгляд, несколько мудрёной и определённо наделённой некими своими, довольно специфичными чертами. Из аннотации легко понять, что в этой книге читатель найдёт историю о молодом монахе, который сжег знаменитый Золотой Храм в Киото. Однако это произведение не только об этом. Оно также о поиске главным героем самого себя, о самопознании и саморазрушении, о мотивах человеческих поступков и о конфликтах, которые возникают между нашими идеалами и представлениями и реальностью. Также на страницах этой книги Юкио Мисима очень тесно переплёл между собой темы уродливого и прекрасного. Глубокое раскрытие автором этих тем красной нитью идёт через всё повествование.

    Главный герой этой книги, Мидзогути – заика. Как это нередко бывает с такими, как он, в детстве все смеялись над его проблемой, из-за чего у главного героя, конечно же, появились комплексы, и это, естественно, привело к тому, что наш герой замкнулся в себе от всего внешнего мира. Взрослея, Мидзогути остаётся всё таким же замкнутым в себе и социально неприспособленным юношей, и в плане поиска им самого себя и своего места в этом мире всё для главного героя могло бы быть совсем печально, если бы не Золотой Храм в Киото, в котором мальчик вскорости оказывается послушником, и, видя который, он сталкивается с понятием Прекрасного.

    С самого детства Мидзогути слышал от своего отца хвалебные речи о красоте Золотого Храма, Кинкакудзи, вследствие чего в его голове родилось своё особое о нём представление, которое несколько отличалось от того, чем Храм был на самом деле. Для главного героя Золотой Храм стал тем самым Прекрасным (не только поражающим своей красотой, но и имеющим некий особый, возвышенный оттенок, вкладываемый в понятие прекрасного), что он видел в своей жизни. Однако читая далее по тексту описания храма, легко можно заметить, что он всё же оказывается не настолько прекрасен, каким его рисует воображение Мидзогути. Но этим автор не ограничивается и тему несоответствия реальности и образов, возникающих в сознании юноши, стремиться раскрыть в этой истории намного глубже, уводя читателя в глубины мыслей и самопознания его главного героя.

    Описывая по мере развития повествования происходящее с его главным героем, его трудности в вопросе социализации и поиски им самого себя, Юкио Мисима весьма чётко и ясно показывает, как у его героя возникает некое особое и весьма специфическое понимание им истинной природы Прекрасного в красоте Золотого Храма. Для Мидзогути красота Кинкакудзи заключается отнюдь не в материальном и физическом воплощении красоты этого храма, а в некоем иллюзорном образе Прекрасного, по сути, недостижимом идеале, несуществующем на самом деле, но который в его сознании наслаивается на реальный образ храма. Так наряду с темой прекрасного и уродливого Мисима также в рассказываемой им истории весьма искусно касается ещё одной из важных тем этого произведения, а именно темы несоответствия между реальной сутью и красотой Кинкакудзи и его возвышенным и идеализированным образом, укоренившимся в мыслях и представлениях главного героя.

    По мере развития повествования автор приводит много разных мыслей и размышлений Мидзогути по поводу красоты Золотого Храма, но также, описывая различные случающиеся с его героем события и ситуации, а также его попытки социализации, не раз показывает, как в совершенно простых жизненных ситуациях внезапно всплывающий перед глазами Мидзогути образ Храма – идеал всего того прекрасного, что он себе навоображал – зачастую не даёт ему сближаться с людьми, лучше понимать какие-то вещи и открывать для себя что-то новое в его жизни. Невозможность в процессе поиска главным героем самого себя нормально социализироваться в обществе, испытывать новые чувства и постигать что-то новое без оглядки на созданный им образ Храма с течением времени всё больше раскрывает в нём тёмные грани его натуры и, в конечном счёте, толкает его на некое разрушительное Деяния, о чём также рассказывает автор в этой книге.

    Несмотря на довольно простую фабулу этого произведения, рассказанная в данной книге история всё же получилась не совсем простой, но, как я уже говорил, довольно многогранной и специфичной. На её страницах Юкио Мисима сумел довольно глубоко раскрыть множество поднятых им здесь тем, так что в целом "Золотой Храм" в итоге оказался не только романом о разрушении храма Кинкакудзи, а также неким исследованием автора тёмных сторон человеческой личности, природы человеческих поступков, природы и сути красоты и уродства в людях, в их поступках и в окружающем мире. В целом переплетено и описано всё это автором было неплохо, но, как по мне, по большей части либо уж очень мудрёно (быть может, таков и есть стиль изложения Юкио Мисимы), либо слишком специфично (тут, возможно, сказался мой первый опыт чтения японской литературы), поэтому не скажу, что рассказанная в этой книге история меня уж очень сильно увлекла и зацепила. Узнавать по ходу чтения мысли главного героя, следить за его действиями и взаимоотношениями с другими персонажами мне было любопытно, однако порой этих мыслей по тексту, на мой взгляд, было как-то слишком много и многие из них, как и многое из описанного автором в этой книге, казалось мне во время чтения довольно странным и поэтому как-то не увлекало и не захватывало. Также не могу сказать, что мне был симпатичен главный герой этого произведения. Прописан он (и в особенности его внутренний мир) автором всё же неплохо, однако, читая эту историю, я не испытывал к нему ни жалости, ни отвращения, и у меня не получалось сопереживать его проблемам, и уж тем более, когда главный герой избрал для себя путь падения и разрушения.

    В целом от "Золотого Храма" у меня остались несколько неоднозначные впечатления. Из-за некой специфичности этой истории и присутствия на её страницах довольно странных вещей и ситуаций не могу сказать, что эта книга меня чем-то очень сильно увлекла и зацепила, но и назвать её плохой я тоже не могу, поскольку в ней автор довольно глубоко сумел раскрыть поднятые им темы, дающие определённую пищу для размышлений. В восторг эта книга меня не привела, но благодаря ей я всё же получил некий опыт чтения японской литературы, который однозначно могу записать себе в актив.

    63
    451