Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Комната для живых

Грэм Грин

  • Аватар пользователя
    Аноним3 октября 2025 г.

    Страх неотвратимости смерти.

    Пьеса открывается сценой пустой комнаты. Ещё до появления первых действующих лиц, автор обращает внимание на её странность: то, что представлялось гостиной, явно когда-то служило спальней. Позже мы узнаем, что это была детская спальня. О необычной планировке говорится несколько раз, Грэм Грин словно бы создаёт интригу вокруг абсурдности гостиной в четырёхэтажном доме, большинство комнат которого закрыто на замок.
    Пьеса, конечно, не о комнате, а о людях, об их страхах и нервных расстройствах. неуверенности и зависимости. Среди героев трагедии присутствуют психолог и священник, опыт которых помогает нам провести психологический анализ некоторых человеческих поступков.
    Сюжет пьесы простой. В четырёхэтажном доме, большинство комнат которого заперто, проживают трое стариков - бывший священник Джеймс и его сёстры Тереза и Элен. Когда-то у них была сестра Роз, умершая во время родов. И вот умерла та, которую много лет назад родила Роз, теперь её дочь (тоже Роз) приезжает к старикам, чтобы жить с ними. Джеймс - один из опекунов девушки. Вторым опекуном и душеприказчиком (по завещанию матери Роз) является Майкл. Он-то и привёз девушку к родственникам. Один из конфликтов пьесы - любовные отношения, завязавшиеся между женатым и уже не молодым Майклом и неопытной Роз. Второй конфликт связан с запертыми комнатами. Джеймс назвал его "страхом смерти".


    У людей выработалась привычка — умирать в спальне. Дому этому много лет, и сестры не решаются пользоваться ни одной из спален. И вот они их и заперли. Все, кроме этой. Здесь постоянно была детская спальня, а дети умирают не часто и, во всяком случае, не от старости.

    Пьеса получилась довольно напряжённой и трагичной. Старое и отжившее пытается контролировать молодое и неопытное, навязывая свои правила, манипулируя и обманывая.
    Роз впервые полюбила, её не разубедить прописными истинами о том, что на чужом несчастье счастья не построишь или, что в Майкле она видит отца, которого не знала при жизни и в котором постоянно нуждалась. Её не страшат семейные отношения Майкла, её устраивает роль любовницы: только бы вместе - пусть недолгими мгновениями, пусть деля его с другой.
    Пьеса состоит из двух действий. Между первым и вторым проходит три недели. Если в начале событий мы видим Роз по-детски наивной, не готовой думать самостоятельно, повторяющей Майклу: "Не заставляй меня думать! Я не знаю жизни... Просто скажи, что я должна делать". То три недели превращают героиню во взрослую женщину, накладывая печать забот и горестных раздумий. Но она ещё готова сражаться за свою любовь, несмотря на все уловки и протесты тётушки Элен.


    Любовь — нормальное состояние человека. Любить — это значит появиться на свет, расти, стать взрослым, иметь детей, умереть. А она все это ненавидит. Она хочет воздвигнуть стену из запертых комнат и отгородиться ею от любви, от жизни, от смерти. Отсиживаться здесь, в этой комнате для живых. Здесь никто никогда не умрет: перпетуум мобиле. Здесь никто никогда не родится: это рискованно. Мне позволено располагаться здесь на ночь, потому что я молода и опасности нет.

    Переубедить тётушку Элен, растопить её сердце невозможно. Она привыкла деспотически повелевать, руководствуясь собственными страхами и убеждениями. Это по их причине трое престарелых жильцов ютятся на четвёртом этаже (Джеймс в инвалидной коляске), не устоять перед ними и Роз...
    Дополнительную драматичность повествованию придаёт неуверенность Майкла: у него остались обязательства перед женой, он не вправе необдуманно бросаться в новые отношения. Его осторожные речи не в состоянии поддержать Роз.


    Тебе легко жить настоящим. Прошлое у тебя так невелико, а будущее — огромно. А мое будущее настолько коротко, что его нетрудно представить себе, даже твой дядя может вообразить его за меня. Зато прошлое тянется сквозь длинный ряд лет. И оно полно воспоминаниями.

    Психолог ошибся: "огромное будущее" не может быть у той, кого окружает старость, втискивая в рамки социальных обязательств.
    Упоминание трудов Фрейда, Юнга, Адлера придают пьесе особое психологическое звучание, но не менее сильна и религиозная составляющая. Начиная с прозвища Терезы, которую Элен называет Марфой-хлопотуньей (аллюзия на библейскую сестру Лазаря) и чтением книг из жизни святых, и заканчивая наставлениями отца Джеймса. Священник из числа тех бескорыстных натур, кто счастлив, помогая другим. Но и ему не под силу дать Роз убедительный и действенный совет...

    75
    150