Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Волшебный корабль

Робин Хобб

  • Аватар пользователя
    Аноним3 октября 2025 г.

    Девочку переехало...драмой

    Была у меня надежда, что эта трилогия будет лучше, чем история о Фитце. К сожалению, она не оправдалась. Если после «Саги о Видящих» еще оставались шансы, что я смогу подружиться с этим автором, то после прочтения этой книги они начали стремительно таять. Меня буквально переехал вагон с драмой. Страдает здесь уже не один герой, а девять.

    СПОЙЛЕРЫ!

    С самого начала меня очень раздражали Альтия со своим пренебрежением ко всему живому, кроме своего отца и корабля, и Кеннит со своим биполярным расстройством. Все говорили про самокопания Фитца, но этот парень его переплюнул. То он уверенный в себе засранец, для которого нет ничего невозможного, и которому благоволит «Госпожа Удача», то маленький зашуганный мальчик, то параноик, видящий предателей на каждом шагу. Ничего кроме неприязни он у меня не вызвал. Копаться в его гнилых мыслях было противно, его главы хотелось прочитать как можно быстрее.

    Альтия в начале истории — типичный женский персонаж большинства третьесортного ромфанта. Высокомерная молодая девушка, которая постоянно вступает в конфликты, из которых сама выбраться не в состоянии, из них её постоянно вытаскивает мужик, как правило, сильный, симпатичный и мускулистый. Она только кричит на каждом шагу о своей крутости и исключительности, но по факту ничего из себя не представляет. Почему я должна ей сопереживать и сочувствовать — непонятно. Судя по тому, как её описывали, по тому, как она привязана к кораблю, в момент передачи нагеля она должна была вцепиться в него всеми конечностями и зубами впридачу, но тогда сюжета и пожалейки не было бы, поэтому она просто отступает и отправляется напиваться в кабак. А потом в пьяном угаре жалеет о том, что ушла. Хорошая мысля приходит опосля, видимо. Вообще все действующие лица в этой книге постоянно о чем-то жалеют и ноют. Но у Альтии хотя бы было развитие характера к концу книги, и здоровая рефлексия. Она осознала ситуацию, и упорным трудом пыталась добиться желаемого. Так что то, что в начале было пустым гонором, к концу книги перешло в ее личный рост. Другой вопрос, что почти все это будет спущено в отхожее место в следующей части, но об этом не сейчас.

    Кайл — это чисто Регал 2.0, но более мелкого разлива. Он не очень умный, я бы даже сказала, недалекий, тиран и деспот. Я всю трилогию удивлялась, почему ему вообще отдали корабль. И Ефрон, и Роника прекрасно знали, что он ничего не смыслит в живых кораблях, и ясно показано, что они оба презирают калсидийцев и работорговлю. Но почему-то мало того, что старшую дочь выдают за него замуж, так еще и корабль ему отдают. Нелогично. Так еще и периодически в тексте встречается, что он, мол, предал семью, доверившуюся ему. Опять Робин Хобб переворачивает вверх тормашками свой же сюжет! Он никого не предал. Он всегда был таким. И действовал так, как считал нужным, и никогда не скрывал этого. Он во всеуслышание заявлял, что будет торговать рабами. Это Роника, Кефрия и Ефрон — слепые кроты, по старой доброй традиции Робин Хобб, смотрели куда угодно, только не туда, куда надо, вот и получили то, что заслужили. Почему было не сделать его более хитрым? Он мог же и не орать на каждом углу о том, что работорговлей заниматься собирается, зная, как торговцы Удачного щепетильны в этом вопросе. Если бы Вестриты думали, что он будет вести дела так же, как вел их Ефрон, их решение о передаче корабля не выглядело бы таким идиотским.

    Кефрия вообще какая-то озабоченная и недалекая барышня. После похорон отца у нее мысли о том, что бедная мать больше не сможет кувыркаться в кровати с ним. Я аж в осадок выпала, читая это. Она замужем минимум 13 (!) лет, и, разумеется, что ее муж — деспот, она поняла только когда было слишком поздно.

    Сама Роника так «грамотно» управлялась с хозяйством, что семья оказалась на грани разорения. А теперь, когда всё самое страшное уже случилось, глазки вдруг открылись, и она с ужасом думает: «Что же мы наделали!». За что боролись, на то и напоролись.


    — Взгляд Альтии по-прежнему был полон отчаяния, и Роника продолжала едва ли не умоляюще: — Попробуй взглянуть на вещи беспристрастно. Я пыталась поступить по справедливости... насколько это вообще возможно. Если бы корабль остался у тебя, ты едва ли наскребла бы денег для его поддержания в должном порядке. Ты представляешь, сколько это все стоит — снабдить судно всем необходимым, нанять команду, делать ремонт?

    Хороша справедливость — отдать всё состояние одной дочери, а другую сделать содержанкой на всю её оставшуюся жизнь. Но зато сразу видно, кто любимый ребенок в семье.

    История Совершенного, конечно, интригует, но книга настолько затянута, что уже просто хочется прочитать краткое содержание, узнать, что произошло, и идти дальше.

    Герои, за которыми было интересно следить, это Уинтроу, Альтия в конце книги, Брэшен (хотя любовная линия с Альтией — это что-то из серии Фитца и Молли), и немного Малта с Роникой, потому что через них рассказывалось про Удачный, его традиции и уклад жизни.

    Перевод, на мой взгляд, местами несуразный. Сленговые выражения по типу «чувак», «девочку переехало», «всё путём», «пьяна в сосиску», «какого же хрена», «с катушек бы попадали», «точно говно в проруби» соседствуют с просторечными «елико», «оглоушивал», «посейчас», «вдругорядь», «вотще», «вчуже» и прочими. Может, я не права, я не филолог, но мне это резало глаза. Например, слово «оглоушивал» встречается в тексте 1 раз, во всех остальных случаях используется обычное «оглушить» и его производные. С «елико» та же история. Зачем использовать вышедшие из употребления слова один раз, когда во всем остальном тексте используются их современные синонимы? Как будто переводчица переводила-переводила, а в какой-то момент внезапно вспоминала, что надо бы ввернуть парочку устаревших слов, чтобы потом всю оставшуюся книгу об этом не вспоминать. Я правда не вижу в этом смысла.

    По сути, как и в «Саге о Видящих», во всех происходящих событиях виновен тот, кого представляют самым мудрым и проницательным. В первой трилогии — Шрюд и Чейд, здесь — Роника и Ефрон. Они вели себя так, как будто бессмертные, и не учили ни детей управлять состоянием, ни внуков не воспитывали. Кефрию выдали черт знает за кого, в тексте не объяснено, как вообще это получилось, её не учили управлению и ведению хозяйства. Это при том, что она старшая дочь и наследница, а торговцы Удачного живут достаточно обособленно, хранят секрет жителей Дождевых Чащоб, и чужаков не жалуют, тем более калсидийцев, которых они не любят так, что аж кушать не могут. Ну вот зачем было прописывать завязку конфликта настолько нелогично?

    Альтию не учили нормально управляться с кораблем и командой, она, по сути, играла в моряка, находясь под папиным присмотром, а теперь ее пытаются насильно перекроить и сделать «леди». Уинтроу вообще выбросили с глаз долой, из сердца вон в монастырь, а теперь ломают его об колено, перекраивая из жреца в моряка. Малта — невоспитанная маленькая дрянь, не ставящая ни во что мать и бабушку. Банка с пауками, а не семья. Но при этом, по старой доброй традиции, уходящей корнями в первую трилогию, все друг друга любят до умопомрачения. В общем, драма на драме сидит и ей же погоняет. Сюжет здесь пишется не для того, чтобы историю рассказать или мир раскрыть, а чтобы все непрерывно и беспощадно СТРАДАЛИ, а читателю было жалко всё это страдающее средневековье, и он не замечал нелогичностей и сюжетных дыр.

    В данной трилогии автор решила, ко всему прочему, добавить кучи грязи и мерзости, по типу подробного описания убийства, освежевывания и разделки морских котиков, перепихона под наркотой, работорговли, отрезания пальцев во всех подробностях и т. д. Всё это можно было бы потерпеть, но не когда сюжет оставляет желать лучшего.

    После прочтения у меня была мысль просто почитать, что там будет дальше со всеми интересующими меня героями, и не брать еще 2 книги, а сразу перейти к трилогии о Шуте. Никаких особых эмоций, кроме облегчения, по окончании чтения нет. Очень затянутое повествование. Часть диалогов, описаний, внутренних терзаний героев вполне можно было бы сократить. Тем более, что они часто повторяют друг друга. В предыдущей трилогии страдал хотя бы один Фитц, а тут почти с десяток героев. Страдать всем!

    Содержит спойлеры
    10
    558