Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Возлюби ближнего своего

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Аноним1 октября 2025 г.

    Это не описание боевых действий и самых разнообразных, ужасающих смертей на войне. Здесь Ремарк показывает чувства эмигрантов через призму их вынужденного изгнания, а в последствии — самого настоящего выживания. Тревога и беспокойство за собственную жизнь из-за бесконечных арестов и депортаций; радость от приятных мелочей, вроде продления прописки на пару недель и возможности вкусно покушать; в конце концов, принятие своей судьбы изгнанника.

    Эмигранты — это не фронтовики, не полевые врачи и не военные. Это обыкновенные люди, пострадавшие от нацистского режима. В основном немцы, проживавшие в Германии “не в угоду” политическому режиму, евреи. Люди, вынужденные бежать из собственной страны из-за политических взглядов, национальности, вероисповедания или вообще из-за ложных обвинений в свою сторону. Люди, у которых подло забрали право считаться полноправными гражданами, забрали дом, а в некоторых случаях и нечто большее.

    Человек без паспорта


    Человек без паспорта — это труп в отпуске. Ему остается только покончить с собой, больше ничего. Зато с паспортом получишь право подыхать с голоду совершенно спокойно. А не на бегу. Это уже много.

    Паспорт — а точнее его отсутствие — является главным двигателем сюжета. Эмиграция выступает следствием этого. Паспорт — документ, по сути просто бумажка, но в реальности эта простая бумажка имеет огромную власть над людьми: без неё человек буквально становится тенью, без имени и национальности, без дома и постоянного места жительства, без права на существование и какую-либо стабильность.

    Если задуматься об этом, то складывается впечатление, что это какое-то безумие: как бумажка может решать, имеет ли человек право на существование или нет? А точнее, каким образом, эту бумажку так легко и беспрепятственно отбирают, лишая человека не только места жительства, но и, в какой-то степени, самой жизни. Поверхностно кажется, что дело только в самом паспорте — но, как мне кажется, всё куда глубже. Проблема кроется в отношении к этой бумажке. Действительно, каждый гражданин должен обладать паспортом, однако на каком основании люди лишаются его (то есть якоря, позволяющего им спокойно существовать) по причинам, таким как: национальность, политические взгляды, просто обыкновенная неудача, доносы и заговоры.

    В этот период истории в Германии аннулирование паспорта стало просто быстрой возможностью избавиться от человека, неугодного государству. Отношение таково: документ ставится выше самого человека. Государство вынудило всех относиться к паспорту соответственно — поэтому все стали считать, что власть над жизнью одного индивидуума сосредоточена в обыкновенной бумажке.

    Границы


    …Мы перешли через границу… Разве здесь другие деревья? Или по-другому пахнет ветер? Разве здесь не те же звезды? Разве иначе умирают здесь люди?
    — Нет, — сказал Керн. — Не это. Но я чувствую себя здесь иначе.

    Государственные границы — это всего лишь условность, принятая людьми в рамках ими же установленных общественных договоренностей. Они не очерчены физически, а потому существуют только как абстракция, в головах людей. Понятное дело, нельзя представить урегулированный современный мир, поделенный на множество разных групп людей (по национальности и расовой принадлежности) и существующий без государств и границ. Однако, опять же, если задуматься об этом — как же безумно это выглядит.

    Человек не выбирает, где ему родиться. И всё же с рождения у него появляется условная территория, в которой он обязан жить и работать. Остальные области нашей огромной планеты для обыкновенного человека недоступны только в силу того, где он родился.

    Эмиграция. Мир эмигрантов

    Повседневность эмигранта довольно проста — и в то же время очень сложна. К сожалению, даже полноценной жизнью это не назовешь. Чаще всего у них нет никакой постоянной профессии и места жительства, так что каждый их день тянется дольше и выматывает больше из-за того, что нет стабильности и приходится постоянно думать о выживании. Зарабатывают на хлеб эмигранты тем, чем получится: будь то продажа какого-то барахла или незаконные способы добывания денег.

    Для них жизнь — это текущий момент. Они не строят планов в будущем, зачастую не думают о прошлом. Они живут настоящим: из-за высокой вероятности быть выгнанным или арестованным завтрашним днем, все, что у них остается — это сегодня. Отсюда и желание тратить только что заработанные деньги на какие-то приносящие сиюминутное удовольствие мелочи. Жизнь в постоянных бегах и без уверенности в завтрашнем дне адски выматывающая.

    Другая сторона медали — эмигранты научились ценить то, что они имеют, потому что владеют они практически ничем. “Имели — не ценили, потеряли — плачем”. Когда у тебя отбирают все: от гражданства до собственного дома и семьи, то начинаешь больше ценить то, чем обладаешь. Будь то простая безделушка, подаренная Кёрном его возлюбленной, или же обыкновенный человеческий обед — денег на который, чаще всего, у главных героев не хватает. Они осознают ценность этих “обыкновенных” вещей в своем положении.

    Достоинство и выживание


    Вы несчастны, вот и всё… Сначала кажется, в этом есть что-то особенное. Но со временем заметите, что несчастье — самая будничная вещь на свете.

    Где эта тонкая грань между человеком, сохранившим достоинство в тяжелых условиях и человеком отчаявшимся? C первого взгляда может показаться, что человек, из-за вынужденных обстоятельств ночующий на улице и пытающийся найти помощи у других людей — человек отчаявшийся и лишённый достоинства. Но имеет ли достоинство человек, упорно отказывающийся от прошения помощи и медленно умирающий с голоду?

    В “благоприятных” условиях оценить обладает человек достоинством или нет — сложнее. Потому что достоинство — это качество, берущееся изнутри, характеризующееся уважением к себе и другим. Также, такой человек придерживается высоких моральных ценностей вне зависимости от ситуации. Иногда внешне действительно не различить, обладает человек этим качеством или нет. Даже поступки без знания глубинной мотивации нельзя точно охарактеризовать достойными и хорошими.

    Это сложно объяснить, но легко почувствовать. Человека, помогающего другим исключительно из собственной выгоды и при первой же сложности отказывающегося от своих “морально высоких убеждений”, вряд ли можно называть человеком достойным. Хотя он может знать себе цену, выглядеть уверенно и действительно вносить большой вклад в помощь другим. Но вот человек, который подстраивается под ситуацию, но при этом остается верным себе и своим ценностям, даже несмотря на “внешнюю форму” — такой человек достойный?

    В самом первом примере человек, который просит помощи — человек, сохранивший мужество и признающий свою уязвимость. Прося помощи, он не унижается в отчаянии, а становится сильнее — перебарывает собственный страх ради того, чтобы остаться в живых. А умирающий в гордом молчании — вовсе не герой, а жертва предрассудков, навязанных обществом.

    «Возлюби ближнего своего» или как остаться человеком?

    О чем говорит название романа? Это прямая отсылка к одной из важнейших заповедей Нового Завета — «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Но в контексте произведения, это не означает быть праведным. Акцент в романе делается именно на осмыслении этой фразы. «Возлюбить ближнего своего» — это значит остаться человеком. Потому что все мы люди, в каких бы сложных жизненных обстоятельствах мы не оказывались. Сегодня ты на вершине мира, а завтра — на дне. Не думаю, что найдется хоть один человек, кто предпочел бы остаться на дне в одиночестве и просто сводить концы с концами. Всем нам рано или поздно нужна помощь.

    Этот роман — напоминание о том, что в жизни может случиться все, что угодно. Кто-то может прийти в твой дом и сказать, что больше ты не имеешь право жить здесь. Я не говорю сейчас о справедливости или несправедливости, о том имеет ли это смысл или не имеет. Такая ситуация может произойти и, повторюсь, этот роман — напоминание на примере того, что реально происходило с людьми в эту эпоху. Как люди лишались имущества, паспортов, домов, друзей, семьи — они лишались всего и оставались ни с чем. И все же находили в себе силы помогать другим, а в иной раз кто-то помогал им.

    Этот роман о человечности. Он заставляет читателя задуматься и усомниться в своей любви к ближним. Не лицемерны ли мы? Неправильно считать себя лучше других. Если у кого-то нет дома, это не значит, что он хуже. Мы не знаем всей истории. Каждый человек — отдельная история. Иногда душераздирающая. И глупо считать себя лучше только из-за наличия благ и удачи в своей жизни. Потому что в любой момент можно лишиться всего. Тогда, выручить сможет только протянутая на помощь чужая рука.


    7
    269