Рецензия на книгу
Колымские рассказы
Варлам Шаламов
Аноним16 сентября 2015 г.Ад. Вот и все, что сейчас приходит мне в голову. Вот и все слова, которыми хочется описать, что пережил Шаламов.
У Данте девятый, самый ужасный, круг Ада – это ледяной Ад, куда попадают те, кто предал Родину, друзей и благодетелей. У Шаламова это ледяная Колыма, куда попадают преданные - Родиной, семьей, друзьями...
Мы были там, – мне страшно этих строк, -
Где тени в недрах ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.
Одни лежат; другие вмерзли стоя,
Кто вверх, кто книзу головой застыв;
А кто – дугой, лицо ступнями кроя.Это у Данте. Шаламов тоже пишет о тенях, вернее, о людях, превратившихся в тени, или на лагерном жаргоне в «доходяг».
В лагере для того, чтобы здоровый молодой человек, начав свою карьеру в золотом забое на чистом зимнем воздухе, превратился в доходягу, нужен срок по меньшей мере от двадцати до тридцати дней при шестнадцатичасовом рабочем дне, без выходных, при систематическом голоде, рваной одежде и ночевке в шестидесятиградусный мороз в дырявой брезентовой палатке, побоях десятников, старост из блатарей, конвоя. <…> Золотой забой беспрерывно выбрасывает отходы производства в больницы, в так называемые оздоровительные команды, в инвалидные городки и на братские кладбища.Самое страшное, что лагерь пожирает человека в буквальном смысле целиком – не только тело, но сначала – душу. Моральные барьеры исчезают. Нравственные ценности забываются. Пытаясь согреться, люди кутаются в тряпки и обноски. Пытаясь выжить, они кутаются в равнодушие и тупое безразличие ко всему, что происходит не с ними. За дверью лагерного барака -50 градусов мороза, а в душе заключенного – вечная мерзлота.
Рассказы Шаламова о том, как человек, войдя в ворота лагеря, перестает быть человеком. Даже выжившие, даже вырвавшиеся из этого ада, навсегда остаются его узниками. Кто-то
приучается к лодырничеству, к обману, к злобе на всех и вся. Он винит весь мир, оплакивая свою судьбу.Другой
чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать.Третий
боится – он трус. Он боится повторений своей судьбы – боится доносов, боится соседей, боится всего, чего не должен бояться человек.Тавро, выжженное лагерями, уже не свести. Память о них – навсегда.
18187