Рецензия на книгу
Каждый в нашей семье кого-нибудь да убил
Бенджамин Стивенсон
Booksniffer29 сентября 2025 г.Кто знает правила Нокса?
Мистер Стивенсон – автор с воображением и неплохим детективным мышлением, особенно с 37 главы. А вот главы 1-36 почему-то не производят такого хорошего впечатления. Почему? Да в общем, очевидно.
Первое: Стивенсон применил не самый лучший ход. Неопознанный до самого конца мертвец используется редко, поскольку не вызывает такого любопытства и не позволяет читателю заниматься своими расследованиями. Самой даме Агате это не очень-то простили, её «Часы» не собрали много поклонников, а Стивенсону и не стоять на этом уровне. Нам с кондачка объявили, что это преступление имеет прямое отношение к семье, кушайте и не спорьте.
Второе: для таких произведений важно, чтобы повествователь оказался обаятельным человеком, с которым хочется общаться. Эрнест – прямая противоположность. Сперва он нудит про правила Нокса и доверие к себе, что впоследствии не стесняется повторять. Шуточки у него напоминают, что Стивенсон стэндаппер (простите мой французский) и не может об этом забыть. Его манера общения в стиле «я есть кул» напоминает персонажа Николая Носова, но в отличие от него явно рассчитывает на популярность себя и своих мнений. По-русски это называется presumptuous. Само название книги характеризует манеру письма.
Третье: читатель исключён из процесса расследования. Он должен выслушивать истории, как бы делать свои выводы – а если попробовать, у кого получилось составить своё представление о происходящем? Может, это меня постигла неудача, а кто-то проворно вымывал золото из этой мутной воды?
Итак, мы читаем 36 глав, восторгаясь стилем (или трёпом), поражаясь (или утомляясь) придуманной легендой убийственной семьи, затем приходим к более интересному объяснению. Без вопросов оно не обходится: раньше много внимания уделялось способу убийства жертвы, вы все поняли, зачем эта нудиловка была вообще нужна и как она была осуществлена? То, что Карр подробно объяснил бы читателю и сделал бы ключом загадки (да и не только он, Беркли, Бристоу и Мэннинг, например), Стивенсон проводит быстро, как нечто само собой понятное. Соответственно, разгадку сложно назвать лёгкой, красивой и впечатляющей, интересные ходы погребены под горкой (ненужного) пепла. Поэтому я и написал, что до Агаты Кристи товарищу ещё далеко.
18298