Рецензия на книгу
Гроздья гнева
Джон Стейнбек
amanbolat03328 сентября 2025 г."Тяжёлые времена рождают сильных людей. "
Джон Стейнбек получивший пулицера за данный роман, сам по крупицам собирал материал для будущей своей визитной карточки. Являясь человеком "левых" взглядов, на своей шкуре и не раз ощущал критику и давление после опубликования "Гроздья гнева". Поэтому в год выхода романа, автор делает лучший ход прежде всего для собственного равновесия, отправившись в зоологическую экспедицию по Калифорнийскому заливу вместе со своим другом Риккетсом. Название романа так же претерпело стадии подготовки. Одной из черновых версий являлось "Дела салатного города". Произведение Стейнбека носит реалистичный характер. Экономический кризис, продлившийся несколько лет, за управлением Рузвельта только перед началом второй мировой войны уходит из активного развития, другой же причиной победы над Великой депрессией считают программу лидера страны "Новый курс".
Но вернёмся всё же к самому роману. Начинается он символически с пути, старший отпрыск Джоудов Том возвращается из мест заключения домой и видит, что здесь на родной земле в Оклахоме подозрительное затишье. Между главами Стейнбек подчеркивает ситуацию по всей стране, обобщая картину схожими импульсами в обществе. Люди вынуждены были покинуть свои дома и грубо говоря "налегке" отправиться куда глаза глядят. Лишь жёлтые листочки с предложением моментальной возможности заработать на жизнь, давали людям надежду на то, что они покидают свои края в поисках лучшей жизни. Семья Джоудов - самая обыкновенная, люди земли, фермеры, которые в недоумении уезжают со своих насестых мест. И вот через эту среднестатистическую семью, читателю показывает Стейнбек все подводные камни экономического кризиса, без холодных цифр, отвагой, смелостью зарисовал оттенок, прочувствовать который можно, открыв книгу "Гроздья гнева".
Люди приходят с сетями вылавливать картофель из реки, но охрана гонит их прочь; они приезжают в дребезжащих автомобилях за выброшенными апельсинами, но керосин уже сделал свое дело. И они стоят в оцепенении и смотрят на проплывающий мимо картофель, слышат визг свиней, которых режут и засыпают известью в канавах, смотрят на апельсинные горы, по которым съезжают вниз оползни зловонной жижи; и в глазах людей поражение; в глазах голодных зреет гнев. В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева – тяжелые гроздья, и дозревать им теперь уже недолго.Сама тональность книги ощущается с первых страниц, это семейная драма, поиск того самого уголка дома. Что есть дом? У Стейнбека, да и впрочем у большинства людей – это семья. И семейство Джоудов доказывает, что сила действительно в семье, в ее крепости, во взаимопонимании друг друга. И совсем неважно стар ли ты или млад, здесь есть уважение ко всем. Автору веришь, ибо не хотелось вдаваться в критику, а просто медленно течешь по течениям реки горячих пустырей, полей, которые также как и в глазах героев, мелькали с помощью чувствительного пера автора. Ощущалась смута внутреннего состояния человека и внешняя среда природы. Погружает в мир красочной Оклахомы, Калифорнии 30-х годов прошлого столетия, но вместе с тем показывает и темную смесь времени, она растекается по тем благоухающим полям, создавая живой контраст красоты и надвигающегося кризиса. Автор разворачивает большую историю предпочтительно сложными психологическими диалогами. В них раскрывается характер, человеческое свойство в годы дичайшего упадка социального, вместе с тем появляется новое сокрытое качество человека - сочувствие, милосердие. В своем романе Стейнбек отражает различные сферы общества: как те, у которых есть как они думают, власть, могут принижать тех, кто остался на обочине в данный период жизни. Мы и сейчас можем проследить и понять, что времена меняются, а сущность гадливой, темной, слизкой в определенных кругах деятельности не изменилась. Но все же по итогу всего романа можно отметить и светлую сторону человечества.
Джоуды как ранее упоминалось, семья большая и крепкая. Иерархия в ней практически держится до финала, однако Стейнбек словно профессиональный оператор, фокусирует внимание на матери семейства. Как она сама скажет дочери "Мы принимаем трудности с сухими глазами", так и автор показывает, что в такие времена проявляется сущность лидера. В данном случае как уже оговаривается это мать. Она достаточно стойко переносит трансформацию временем, не теряя самообладания, вносит свои коррективы в жизнь семьи. Конечно отец с этим не согласен и нам снова рисуется сцена, где с умилением, невольно вспоминаешь знаменитые "тёрки" из фильма "Любовь и голуби". Кстати недаром у меня сложились некоторые ассоциации с этим фильмом. После, уже множество раз я ловил себя на мысли, что всё же большая семья мягче переносит невзгоды и разлад. Очень большое внимание уделено формированию такого нового, кочевого образа жизни. И как в большом необузданном мире, здесь также происходят и смех, и радость, сменяющие по сезонно горе и печаль. Когда ты приобщен к такой широкой картине событий, отражаются в воображении не только образы, но и кожей ощущается время то, которое совсем иначе протекает, другими ветрами берёт начало нового витка, читая этот роман чувствуешь именно дыхание времени.
У меня ушла плюс минус одна неделя на "Гроздья гнева", синтезируя её с другими книгами, не терялось настроение от чтения, да оно было насыщенное на события, но вместе с этим присутвовала некая камерность и наверняка это чувство возникло не только у меня, когда читаешь знаменитый роман Джона Стейнбека.106830