Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в десяти томах. Том 2

Иоганн Вольфганг фон Гёте

  • Аватар пользователя
    Аноним28 сентября 2025 г.

    Фауст – из какофонии рождается великое произведение (по аналогии с классической музыкой, напр. Прокофьевым). Под какофонией здесь я имею ввиду впечатление, которое рождается, когда каждая из частей кажется непонятной и в чем-то неудовлетворительной. Но в последствии все эти вместе взятые, по отдельности непонятные части рождают некое целое, которое вызывает восхищение.

    Современниками Фауст, наверное, воспринимался как произведение футуристическое и оказывал на них сильное воздействие.

    Вообще, давать отзывы на классику – это как комментировать букварь. Я воспринимаю изучение букваря, как некую наслушанность, начитанность и насмотренность образцами культуры, т.е.: «вот это – Гомер, вот это – Данте, вот это – Гёте». Воздерживаюсь от суждения.

    Знание такого «букваря» требуется в контексте диалога, в том смысле, который в него вкладывал Бродский, когда он давал студентам свой список литературы («чтобы с вами было о чем разговаривать»).

    Для меня такое осваивание литературы, характеризуется с одной стороны вычитыванием, с другой – наслаждением, когда возникает понимание.

    В процессе чтения Фауста у меня возникали смешанные чувства: от нудно и неинтересно, до – катарсиса и слёз (Гретхен, конец 1-й части). Местами в Фаусте Гете многословен, например нарочито перечисляя, как бы инвентаризируя мифологические существа. Тут его язык, намерение, для меня не понятны (как не понятен мне язык классической музыки, симфоний, опер). На фоне такой многословности Гете возникает вопрос, как люди могут выхватывать из трагедии, на цитаты, какие-то отдельные фразы и придавать им большое значение, когда здесь же рядом присутствует ничего не значащее, по видимости пустословие? Здесь Гете – гений, а там так, просто погулять вышел?

    В сюжете есть начатые, но незавершенные линии, например Вагнер и Гомункул.

    Была попытка с моей стороны что-то осознать в 1-й части…

    Гете допускает в тексте хронологические скачки, пропуская промежуточные звенья событий. Этим приемом он добивается эффекта неожиданности, усиления послания, вести, силы сцены.

    Так, в первой части мы неожиданно узнаем:

    1. что Фауст с Гретхен были наедине, что мать Гретхен была отравлена (см. сцену в церкви);

    2. читатель вместе с Фаустом узнают, что Гретхен заточена в темницу, что она родила, что она утопила свою родившуюся дочь, что она обречена и ждет казни;

    3. что Гретхен, по-видимому, помешалась, не в силах вынести содеянного (ее преследуют Эринии, как в Орестее), но остается чиста в раскаянии и в своей любви к Фаусту.

    Урок из Фауста, 1-й части – не предавать любящего тебя существа.

    Совет следующему путем чтения Гете: проходя пустыню скучных, ничего не говорящих страниц наслаждайся поэзией и рифмой – тебя это спасёт! После десяти страниц чтения – наступает состояние, которого нигде больше не возьмешь. Это шедевр классики!

    Поэзия + Состояние = вот формула того, как читать Фауста!

    7
    232