Рецензия на книгу
Страна вина
Мо Янь
Rakuska_lya28 сентября 2025 г.Намного ли отличается рука мальчика от корня свежего лотоса? (с)
Следователь по особо важным делам Дин Гоуэр отправляется в провинцию Цзюго (дословно «Страна вина»), чтобы ответить на этот вопрос. Ведь, по информации из анонимного источника в этой провинции творятся страшные дела: едят младенцев! И не потому, что голод довел людей до крайних мер, а потому, что кулинарное искусство не имеет границ, как не имеет границ человеческая страсть к насыщению.
И пока товарищ Дин, попавший в бездонный водоворот из алкоголя и женских прелестниц, будет искать ответы, товарищ Ли Идоу будет писать рассказы о провинции и посылать их товарищу Мо Яню. Считая известного на весь Китай литератора своим учителем Ли Идоу отправляет ему на суд свои произведения, ужасающие обнажением неприглядной правды о людях, которые превратили Цзюго в обитель порока.
Давно я не читала книг со столь интересным построением сюжета. Основы три: письма учителя и ученика друг другу, рассказы Ли Идоу и история следователя. Вначале связать происходящее трудновато, но постепенно, слой за слоем сюжетный пирог приобретает свою целостность.
Слои причем один другого отвратительнее. Тут и нездоровые отношения между людьми, высокая концентрация жестокости, описания гнилостные, мерзопакостные и слегка подванивающие. Но, парадокс, читалось без чувства тошноты. Густой, плотный слог, в который влипаешь как в кисель и, кажется, уже не понимаешь, где верх, а где низ. А был ли мальчик? Читалось медленно, по капле. Одним махом Мо Яня не проглотишь – непременно подавишься.
Но сколько поводов к размышлению. Сколько чудных образов. Слои синих занавесок. Наверняка, филологи и высокие литераторы обсасывали фрагменты романа до косточек. Я так делать не стала, но некоторые моменты перечитывала и обмусоливала мысленно.
Рассказать подробнее о сюжете и не сформировать у возможного читателя неверный смысл сложно, понимая, что история не для легкого чтения. Она о разном: о неуемности, жадности. О том, как пресыщение делает нас опасными в поиске новых вкусов. И это не о конкретной провинции, это обо всем обществе. Просто посмотрите на то, что порой становится модным, звездным, зафоршеным, как сказала бы моя дочь. А что-то ужасное можно легко сделать красивым, если правильно преподнести, верно? Блюдо «Дракон и феникс являют добрый знак» - идеальная иллюстрация, как мы ведёмся на красивое. И этот фокус можно провернуть не только с продуктами, а с любой идеей.
Наверное, это тот самый случай, когда каждый увидит свое, если вообще захочет дочитывать книгу. Я же делаю заметку, чтобы вернутся к автору еще разок.
9141