Рецензия на книгу
HHhH
Лоран Бине
Аноним26 сентября 2025 г.Увидела в одном книжном чате рекомендацию этой книги в ответ на запрос чего-нибудь похожего на Благоволительниц. Меня такое, конечно, тут же подцепило на крючок. Но, надо сказать, с Благоволительницами тут общего - только эпоха. А так - совершенно разные, на мой взгляд, книги, и по общей концепции, и по форме подачи, настроению, эмоциям, фигуре автора. Но я все равно от души благодарна за рекомендацию.
Не очень понятно, относить ее к художественной литературе или к нон-фикшн. А, впрочем, какая разница, главное - что она просто прекрасная, моментально затягивает внутрь себя и легко читается. Каюсь, я не интеллектуал, читать высокомудрые труды великих историков, где концепции, идеи, факты, логика исторического процесса и т.д., мне бывает скучновато. А тут - тот формат исторической литературы, которая мне доставляет радость, очень интересно и живо описанное реальное событие с предысторией и антуражем.
И автор очень обаятельный, с прекрасным чувством юмора. Я видела в отрицательных отзывах претензии к тому, что он постоянно пропихивает в сюжет свою персону, зачем-то много отступлений о себе любимом. А я бы это как раз отнесла к достоинствам книги. Мне показались очень забавными эти лирические отступления и шуточки автора, и то, что он делится с нами своими сомнениями по поводу того, как писать эту книгу) Это всё, по-моему, хорошо снижает пафос, убирает сухость безликого исторического труда, насыщает текст живыми человеческими эмоциями и переживаниями. Возникает ощущение, что приятный интересный собеседник рассказывает тебе на кухоньке исторический эпизод, немного шутит, временами отвлекается на другое, перескакивает с темы на тему, вспоминает события из собственной жизни. В итоге такая форма подачи сильно смягчает накал страстей и градус жути, и мне это ценно в данном случае. И там, где Благоволительницы пронизывали отвращением и окатывали ледяным ужасом (что по-своему тоже очень хорошо!), тут как-то легче всё проходит, хотя по сути ты понимаешь, о каких страшных вещах автор рассказывает. Ты не остаешься равнодушным, но у тебя хотя бы не сводит челюсть от ужаса. Это я не к тому, что не нужны серьезные, жуткие и трагические книги, я к тому - что пусть книги будут разные, и пусть среди прочего будет книга про убийство нацистского палача, читая которую, ты часто улыбаешься и смеешься.
И мне нравится такое активное присутствие личности автора в тексте еще и потому, что он честно признается, что не может достоверно знать реальные эмоции и мысли исторических персонажей и старается за них не домысливать (а если когда и домысливает, то обязательно предупреждает об этом), поэтому приходится заменять героев собой, насыщать текст своими очень искренними и непосредственными реакциями и переживаниями, размышлениями и сомнениями, потому что книга без живых эмоций может быть очень интересной, но не может, по-моему, подключить на уровне симпатии/эмпатии.
И какая же все-таки прекрасная ирония автора по отношению к себе, к коллегам-писателям, к французам, к историческим деятелям, к героям книги. Особенно доставила шутка о том, что Благоволительницы - это Уэльбек нацистов)) я Уэльбека очень люблю, если что8245