Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том VII. Война и мир. Том 4

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним11 сентября 2015 г.

    В очередной раз говорить о величие Льва Николаевича, перечитав «Войну и мир» не стоит. Это и ежу понятно.
    Возможно эпохальность и монументальность книги явились фактором того, что я так долго не возвращалась к ней, - аккурат со школьного прочтения.
    Удивительно, но сейчас – главы о войне и философствование автора были иногда более интересны, как например рассказ о Бородинском сражении, о том, почему не могла не сгореть Москва, рассуждения о Кутузове и «величии» Наполеона и… многое еще.

    В романе для меня оказалось два романа. Почему то главы о реальных исторических событиях и главы о вымышленных героях так и не сформировались в единое целое.
    Поделюсь собственным впечатлением лишь о некоторых героях.

    Странно в моем нынешнем восприятии сложился для меня облик Наташи. Она не раздражала меня, как многих других, но ее образ показался не очень удачным. В том, как изображает ее Толстой, много наигранно и неестественного. Я не увидела в ней русской души, о которой так много говорит автор, - его рассуждения на эту тему и реальная картинка не согласовываются, не убеждают меня.
    Точно так же, и Николай Ростов не стал для меня достойным героем. А ведь эти двое явно любимцы автора – столько благостей рассыпалось на них в конечном итоге. Не потому ли, что в образе Николая, особенно в эпилоге, много от Константина Левина, от самого Толстого.
    Именно в этих заключительных моментах, мне было жаль княжну Марью (мою любимицу), позволю по-прежнему называть ее так – для меня она не стала графиней Марьей. Я не вижу счастливого будущего в ее жизни с Ростовым. Здесь все более беспросветно, чем жизнь с отцом. Соственно здесь ее образ потерялся, потускнел, вся ее внутренняя красота ушла в подчинение мужу – гораздо худшему деспоту (тому есть все задатки) чем отец.
    Впрочем, к последнему это определение я бы не стала относить – для меня он просто старый человек, боящийся одиночества. Его страхи так понятны: потерять ребенка (пусть великовозрастного), отпустить от себя – как он/она сможет без нас? И что здесь нами руководит, как не родительский эгоизм и незавидное самомнение?

    P.S. Почему-то линия княжна Марья/Николай Ростов не сохранилась в моей памяти, хотя сюжет романа помнила неплохо. Как результат - неприятный сюрприз, когда поняла, куда клонит автор. Вся моя сущность сопротивлялась такому развитию событий.
    P.P.S. Как-то легко разделался Лев Николаевич с Соней. От положительного до отрицательного облика – один шаг.
    P.P.P.S. Куда Толстой отправляет в заключительных главах Пьера Безухова? Уж не в декабристы ли? А Наташу в жену декабриста?

    10
    97