Рецензия на книгу
How the Light Gets In
Louise Penny
kolesov2010ural22 сентября 2025 г.Предрождественские хлопоты инспектора Гамаша
О Луизе Пенни я впервые узнал примерно с полмесяца назад из одной рецензии на Лайвлибе, автор которой поставил её в один ряд с Агатой Кристи и Патрицией Вентворт. К тому же, выяснилось, что писательница является пятикратным лауреатом премии А. Кристи, а средний балл на ЛЛ её романа «Время предательства» практически одинаков с «Десятью негритятами». В общем, оснований для обращения к её произведениям оказалось более чем достаточно... Какими же оказались мои впечатления от первого знакомства?
Прежде всего, я бы отметил явную неоднородность текста рецензируемого романа, который распадается на две совершенно отдельные сюжетные линии, очень слабо связанные между собой. Первая из них — это расследование инспектором Гамашем убийства некой старой женщины, оказавшейся последней из сестёр-пятерняшек, когда-то бывших необыкновенно знаменитыми не только по всей Канаде, но и далеко за её пределами. Кстати говоря, хотя главный герой в итоге догадался, кто преступник (главным образом, благодаря своей сверхъестественной интуиции, помогавшей и ему, и его коллегам прямо-таки до неприличия часто), это, по сути, так и осталось на уровне не обоснованной должным образом версии и в итоге буквально «повисло в воздухе», потеряв свою актуальность. Дело в том, что к тому времени на первый план выдвинулась вторая сюжетная линия: смертельная схватка ГГ с его собственными полицейскими начальниками — «оборотнями в погонах» и беспредельщиками, помимо всего прочего, подготовившими грандиозный теракт, с целью (ни много, ни мало) добиться отделения от Канады провинции Квебек...
В сущности, я бы сказал, что ничего от Агаты Кристи здесь нет и в помине; вообще, роман выглядит таким образом, будто его писали двое разных по духу авторов; а-ля Филлис Дороти Джеймс и Дик Фрэнсис. При этом первые три четверти текста оказались крайне затянутыми (почти лишёнными сколько-нибудь значимых событий), вялыми, занудными и унылыми. Скажем, сёстры-пятерняшки в Канаде существовали на самом деле (только по фамилии не Уэлле, как в книге, а Дион), и их судьба (если верить Википедии) была непростой. Писательница, однако, довела всё до полной безнадёги; скажем, если из пяти реальных сестёр трое были замужем, оставили потомство и из них никто не умер насильственной смертью, то все их книжные двойники так и остались одинокими и бездетными, при этом двое были убиты... В дальнейшем, правда, в повествовании начинает происходить некий движ, книга становится интересной; однако, её развязка оказалась откровенно скомканной (зато присутствует хэппи-энд)...
Помимо всего прочего, произведение выглядит совершенно фантастичным почти во всём — начиная от основ его сюжета и кончая разными мелочами. Скажем, неоднократно заявляется о том, что деревня, в которой происходят основные события, не обозначена ни на одной карте. Для сравнения: на советские крупномасштабные карты избушка Лыковых была нанесена за несколько десятилетий до начала публикации в «Комсомольской правде» серии статей В. Пескова. Было бы, конечно, приятно думать, что наши картографы до такой степени превосходят заокеанских коллег, но...
И вроде бы, нельзя судить о писательнице по одной её работе, однако же, во многих рецензиях на Лайвлибе о «Времени предательства» говорится как о лучшей из книг Л. Пенни. Что ж, если это действительно так, то остаётся лишь признать, что речь в очередной раз идёт «не о моём» авторе...48402