Рецензия на книгу
Лед и вода, вода и лед
Майгулль Аксельссон
Аноним10 сентября 2015 г.И мир побелел от крика.Сцена 1
Ледоход, исследовательская экспедиция, завтрак. За столом сидит женщина, она молчалива и замкнута. Но, самое главное, она не ученый и даже не интересуется северным полюсом, но зато пишет неплохие детективы. Так что же она там делает? Может быть надеется, что пребывание в столь экзотичном и замкнутом пространстве поможет ей отыскать новый сюжет? Отнюдь. Она просто бежит... от себя, от воспоминаний, от необходимости принимать решения.Сцена 2
Молодой парень на сцене. Полный зал, люди собрались послушать его песни. Эйфория. Но если присмотреться, то можно заметить, что он погружен в себя и весь погряз в бессмысленных вопросах. Кажется, он слегка заблудился в этом мире и до сих пор не знает, ту ли дорогу выбрал.Сцена 3.
Снова ледоход, но на этот раз время близится к вечеру. В большинстве личных кают пусто, но того, кто крадется по коридорам, интересует всего одна каюта. Ее. Что он сделает на этот раз? Опять напишет оскорбления на зеркале? Нееет, на этот раз он пойдет дальше. Он покажет ей. Ух, как он ей покажет. А, вот и ее каюта. Быстро посмотреть по сторонам... никого. Значит можно заходить.Сцена 4.
Шумное кафе. Красивая, но чем-то подавленная женщина сидит за столиком. Смотрит на людей вокруг, но не видит их. Она пытается решить, куда же ей двинуться дальше. Может быть, отправиться домой? Она не видела сына больше года, а подростки в этом возрасте так быстро меняются. Все ли у него в порядке?Сцена 5.
А вот еще одна женщина. Она дома, занята приготовлением ужина, ведь скоро придут муж и дочь. Их нужно будет покормить. А потом все придется убрать и вообще скопилось много домашних дел. И хотя она пытается отогнать дурные мысли, они упорно лезут в голову, заслоняя все остальное. Мальчик, который был ей как сын, покинул этот дом. Более того, он отправился к своей биологической матери. Тихо, тихо, она же обещала себе не сходить с ума.Я долго пыталась понять, о чем же эта книга. Несмотря на детективчик, обещанный в аннотации, на первом плане здесь очень непростая судьба двух сестер-близняшек (Инес и Элси) и их детей, волей-неволей втянутых в эти игры со скелетами в шкафу. А потом до меня внезапно дошло - Майгулль Аксельссон препарирует любовь. Ох, сколько ее здесь, только она вся какая-то нездоровая, что сестринская, что любовь между мужем и женой и даже любовь матери к ребенку и та отдает чем-то болезненно извращенным. Самый мощный для меня пласт это отношение Инес к ребенку Элси (Бьёрн), который фактически стал ей приемным сыном. Несмотря на то, что у нее есть еще и родная дочь (Сюсанна), все ее чувства отданы мальчику, только он ее волнует и только он на нее влияет. Вокруг него она выстраивает всю свою жизнь и именно из-за него она сходит с ума от ревности. Ведь его родная мать никуда не делась, Элси иногда звонит (раз в пару лет), как-то даже приезжала... и Инес все никак не удается вытеснить эту непутевую мать-кукушку из того идеального кокона, которым она хочет окружить "своего" сына. Звучит сложновато, но на деле все очень просто. Есть много несчастных людей и от того, что они никак не разберутся со своими несчастьями, только сильнее ранят друг друга.
Сюсанна растет с очень ясным осознанием того, что ее мать к ней равнодушна. Она видит, как все внимание достается Бьёрну, она привыкает ощущать себя менее значимой и менее любимой. Боюсь даже представить, как это ломает и подтачивает ее изнутри. А что же Бьёрн? О, он тоже не счастлив. Он задыхается в том море внимания, которым окружает его Инес, он не знает как к ней относиться, ведь она ему не родная мать, но она та, кто была с ним каждый день и к тому же она так похожа на его мать. Но ему хочется вырваться, освободиться, почувствовать себя самим собой, остаться одному. Правда, выбирает он не совсем стандартный путь, карьера рок-звезды (пусть и успешная) это не совсем то, что действительно нужно людям с таким багажем внутренних проблем. А еще у Бьёрна есть девушка и это совсем не облегчает ему жизнь, ведь девица, которую он подпустил к себе, любит вовсе не его, она без ума от его славы, тоже любовь и тоже болезненная.
Итак, вот завязка семейных отношений. Про детектив тоже стоит сказать пару слов. Во время одного из концертов у Бьёрна происходит что-то вроде нервного срыва, он устраивает драку и в суматохе скрывается в лесу (угу, концерт на природе). Ну, сбежал парень, ну что тут поделаешь. Ничего, пошляется пару дней по бурелому и вернется как миленький, а может и вовсе полиция его отыщет. Но все оказывается не так просто. Бьёрн не возвращается. И полиция не может его найти. Через какое-то время становится понятно, что продолжать поиски бесполезно, да и народ уже потерял интерес к этой истории. Так что его семья остается один на один со своим горем. Сюсанна всю жизнь будет страдать из-за чувства вины. Ведь она была там и не уберегла брата. Инес... о, ей будет тяжелее всех. Элси это переживет, но с большим трудом.
Неудивительно, что действие начинается именно во льдах, все персонажи похожи на замороженных рыб, разложенных на прилавке на радость покупателю. Настолько они закостенели в своих проблемах и комплексах, что даже неспособны ощутить чужую беду. Никто из них не видит дальше своего носа и вовсе не стремится узнать, что там происходит у других. Даже Инес с ее гипертрофированной заботой о Бьёрне делает все исключительно ради себя, она не видит, что у мальчика проблемы, не понимает его чувств к Элси и даже не желает помочь ему разобраться с достаточно непростой ситуацией. А Элси, она ведь неплохой человек, но, тем не менее, бросает сына на попечении сестры и не появляется дома годами. Скучает ли она по Бьёрну? Да... ну или ей так кажется. Думает ли она о нем? Конечно. Но почему-то не может приехать, не может забрать его к себе, не может даже попытаться построить нормальную семью.
Мучительная история, я разрывалась и не знала, за кого мне переживать. В итоге склонялась то в пользу Сюсанны, которой очень не повезло с родней, то в пользу Элси, которая почему-то завоевала мою симпатию. Одно могу сказать точно, настолько болезненных семейств мне давненько не попадалось. И мораль книги мне не до конца понятна... такое ощущение, что меня плавно подвели к мысли "плохое случается", а потом похлопали по спине и оставили в одиночестве.
1749