Рецензия на книгу
Чтец
Бернхард Шлинк
Аноним10 сентября 2015 г."Отцы и дети" послевоенной Германии.
Я давно поглядывала на эту книгу, но как-то меня что-то останавливало. Видимо, книга ждала своего часа. Ждала и дождалась. Прочла я ее взахлеб. Небольшой объем, интересный сюжет, своеобразный язык – все этому способствовало. Итак, история состоит из трех частей.
Часть первая. На дворе конец 50-х. Германия. Подросток 15 лет вступает в связь с женщиной на 20 лет его старше. Не хочу затрагивать морально-этическую сторону вопроса, так как «совращенный» мужчина практически любого возраста все же не вызывает лично у меня жалости, да и вряд ли в ней нуждается. Я боялась, что будет много постельных сцен, так как на обложке присутствовали слова о том, что это «мощно заряженный эротикой роман», а я как-то эротику не очень. Но мне повезло. Высказывания с обложки меня в очередной раз обманули, но в кои-то веки в хорошем смысле. Хотя я все же не совсем пониманию суть такой связи. Мне 28 лет и то с мужчинами младше меня больше чем на пять лет максимум мне просто неинтересно. Как может взрослый человек влюбиться в, по сути своей, ребенка? Что она может получить от этой связи кроме секса? Не знаю…У меня нет отвращения или жесткого неприятия данной ситуации, но много непонимания и недоверия.
Часть вторая. Прошло 8 лет, в течение которых Михаэль и Ханна (а именно так зовут наших героев) не виделись. И тут они встретились. В судебном зале. Он изучает судебный процесс в качестве будущего юриста. Она на скамье подсудимых за преступления, совершенные во времена Гитлера. Ханна «работала» в концлагере. Но автора волнуют не столько военные преступления, да и вообще вся Вторая Мировая война, сколько его интересуют взаимоотношения поколений немецкого народа. Не просто проблема отцов и детей, а проблема отцов, служивших идеи нацизма, и детей, осуждающих их за это. Прошу прощения за объемные цитаты, но мне они показались несущими основные мысли книги, всю суть терзаний автора:
Осмысление! Осмысление прошлого! Мы, студенты, участники семинара, считали себя авангардом тех, кто взялся за осмысление прошлого. Мы настежь распахивали окна навстречу свежему ветру, чтобы он, наконец, смел пыль с истории, со всех ужасов прошлого, преданных забвению нашим обществом, вычеркнутых им из памяти. Мы хотели ясности. Мы тоже не слишком полагались на правоведческие премудрости. Осуждение необходимо, это не подлежало для нас сомнению. Также не подлежало сомнению, что речь идет не просто об осуждении того или иного концлагеря, конкретного исполнителя. Суд шел над целым поколением, которое востребовало этих охранников и палачей или, по крайней мере, не предотвратило их преступлений и уж во всяком случае, не отвергло их хотя бы после 1945 года; мы судили это поколение и приговаривали его к тому, чтобы оно хотя бы устыдилось своего прошлого.
А может быть, надо отвечать и за любовь к родителям. Я завидовал тогда студентам, которые порвали со своими родителями, а, следовательно, и со всем поколением преступников, соучастников, приспособленцев, молчаливых свидетелей и тех, кто закрывал глаза на происходящее, мирился с ним; благодаря этому можно было избавиться если не от самого чувства стыда, то, по крайней мере, от его мучительности. Только откуда возникала у них эта торжествующая самоуверенность, которую я видел так часто? Разве можно испытывать чувство вины, стыда и быть при этом торжествующе самоуверенными? Может, разрыв с родителями был лишь своего рода риторикой, шумом, криком, который должен заглушить догадку, что любовь к родителям необратимо связана с причастностью к их вине?Часть третья. Жизнь Михаэля и Ханны после судебного процесса. Несмотря на то, что по сути эта часть является пересказом основных событий, произошедших в жизни главных героев, скучной или сухой назвать ее у меня просто язык не повернется. Это подведение итогов. Что привнесло в жизнь Михаэля знакомство с Ханной? Сложилась бы его жизнь иначе? Мне кажется, нет. Здесь дело не столько в Ханне, сколько все в той же проблематике, в том же конфликте поколений.
С точки зрения художественной литературы, произведение великолепно и четыре звезды вместо пяти это не оценка произведения как такового, это мое личное неприятие данной темы. Я не могу быть объективна в вопросах, связанных с фашизмом и Второй Мировой. Для меня они были, есть и будут исключительно черно-белого цвета. Я не хочу пытаться понять фашистов. Я не вижу искупления для людей, которые в той войне были на стороне Гитлера. Для меня они все звери и преступники, Зло в чистом виде и с большой буквы.
35246