Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Cruel Prince

Holly Black

  • Аватар пользователя
    Аноним19 сентября 2025 г.

    Жестокий принц значит... Впервые об этой книге я узнала из бук-тока — там она довольно популярна. В основном рассказ нацелен на подростков. Повествуется о волшебном мире, королях и королевах, о принцах и принцессах, и я подумала — как раз то, что нужно на грядущую. И мои ожидания... к сожалению, не были оправданы.

    Начнём с персонажей.
    Я не могу сказать, что все они — абсолютные картонки, нет. Их характеры прописаны довольно чётко, но мне их не хватило.

    Для начала поговорим про Джуд — главная героиня, вся такая-не такая смертная, над ней издевались в школе (ну... если регулярные похождения во дворец на занятия, которые герои могут спокойно прогуливать достаточно долгое время, можно назвать учёбой) и вообще все её желания стать рыцарем высмеиваются.

    Здесь хочу отметить, что мне очень понравилось становление Джуд — от неуверенной, тихой и забитой девочки с одними лишь мечтами о сверкающих доспехах до лидера, стратега, да ещё и шпиона. Скачок персонажа от точки А в точку Б прописан хорошо и плавно. Нам не пихают в лицо, что «вот Джуд стала шпионом», нет. Всё подаётся мягко и ненавязчиво.

    Но... не хватило мне в главной героине какой-то изюминки. Нет в Джуд чего-то такого, что конкретно вбивается в память. Ни во внешности, ни в характере. Она очень типичная главная героиня. Я не могу назвать её банальной и клишированной, просто раскрытие Джуд как персонажа не дотянули.

    Для примера давайте возьмём принцессу Мериду из Храброго сердца — всё-таки с Джуд у них почти одинаковые цели и мечты. Что сразу же возникает в мыслях, когда мы слышим это имя? Ярко-рыжие пышные кудри. Стрелы с луком. Горные массивы. Шотландия. Средневековье. С Джуд такого не происходит. И это проблема.

    Возможно, она решается в последующих частях — я не знаю, не читала. Но факт остаётся фактом: Джуд недораскрыли (по крайней мере для меня).

    Тарин. То же самое, что и с Джуд. Ну не вбивается её образ в память абсолютно. Возможно, это из-за того, что повадки, манеру одеваться и внешность нам описывают в два слова (хотя с учётом количества персонажей это ожидаемо). Да, вначале нам пытались показать, что, в отличие от Джуд, Тарин вся такая из себя леди. Любит роскошные платья, балы, а её главный приоритет — женитьба. Тарин во второй половине книги перестаёт, на мой взгляд, играть хоть какую-либо роль в сюжете. Хотя после того, что она сделала в конце, Джуд имела полное право разрубить сестру пополам. Но об этом позже.

    Виви. В самом начале, когда я только начинала вникать в лор и сюжет, надеялась, что Виви станет опорой для своих сестёр. Всегда поддержит, утешит и в мягкой форме укажет на ошибки, но если это и было, то я что-то пропустила.
    Опять же, у неё почти нет взаимодействий с младшими сёстрами, и в целом её нельзя как-либо охарактеризовать.
    Да, вначале из неё ещё пытались сделать подобие бунтарки — и в этом её полностью поддерживаю, но в дальнейшем на развитие Виви просто забили болт. Зато привели к логичной развязке — сбежать из Фейрилинда и остаться с любимым человеком.

    Кстати, про это... Я ВООБЩЕ не понимаю, зачем Холли Блэк сделала из Вивиан лесби. Это не влияет на сюжет никоим образом. Вообще. Ах да, у нас же тут сОвРеМеНнЫй МиР. И значит нужно как-то пропиариться за счёт персонажа нетрадиционной ориентации.

    Мадок — чел, который на протяжении всей истории вызывал у меня и дикое отторжение, и лютый кринж. Злодей злодеем. Мало того что предатель, так ещё и родителей ггшки убил (и не только их).
    Но также не был раскрыт до конца. Мадок — чисто такой человек, которому лишь бы помахаться. Его поступок вначале просто выбил меня из колеи. Типа чел явно не в адеквате, раз без малейшего промедления убил двух людей и не понёс за это никакого наказания.
    Во второй половине книги я знатно прихирела с того, в какого отвратительного типа превратился Мадок. Его мотивация понятна — резко захотелось власти. Для меня не раскрыт.

    Кардан. Ох уж эти забубоны «от ненависти до любви». Хотя тут скорее «от абьюза до нездоровой симпатии». Должна отдать должное: до второй половины книги я даже не подозревала, что у Джуд что-то будет с Карданом, честно.

    Местный Драко Малфой — унижает, насмехается, но его все любят. Только тут за харизму и статус.

    Мимолётное раскрытие нам показали, когда Кардан находился в плену у Джуд. Видно, что его часто принижали и недооценивали. Ибо бедный мальчик завидует отношениям Джуд и Мадока. И я не знаю: либо у Кардана всё настолько плохо с родаками, либо он недостаточно хорошо знает семью Мадока, чтобы так говорить (а, скорее всего, так и есть).

    В целом мне интересно, что же с ним будет дальше. Будет ли развиваться любовная ветка Джуд и Кардана? Что будет после того, как принц освободится от договора? Захочет ли он вообще этого, ведь фиг знает, что там произойдёт за год и один день.

    В общем, молюсь, чтобы автор грамотно развил их отношения, и это всё снова не перекатилось в сплошной абьюз.

    Королевская семья — в целом прикольная? Понравилась задумка с короной и тем, что только кровный родственник может короновать другого. Но это пипец как опасненько, потому что если претендентов на корону не останется, то начнётся война за эту самую корону...

    Непонятно, правда, как их династия вообще взошла на престол. Народ сам их выбрал? Они сами себя избрали? Честно, не помню, была ли информация об этом в книге.

    Я, правда, понимаю, зачем королю столько детей — в конце концов в любой момент и правда может случиться какой-нибудь дворцовый переворот, и неизвестно, сколько погибнет принцесс и принцев. Но... это что же получается, король Элдред там с самого начала создания Фейрилинда правил? Ибо как такое возможно, что помимо детей, у Элдреда больше родственников нет? Фейри же бессмертны. По-любому династия успела разрастись, что им там наследников ещё и с запасом хватит. Ну да ладно.

    Мотивация главного злодея в принципе обоснована. Банальная? Да. Зато логичная.

    Двор теней, опять же, не раскрыли, но углубляться в эту тему уже не хочу.

    Теперь хочу затронуть слог. И это самая первая причина, которая отталкивает меня в этой книге.
    Автор иногда настолько ленится прописать два лишних слова для выяснения обстановки, что просто невозможно читать.
    Сначала герои находятся вроде бы там, а потом резко перемещаются туда. Сначала персонаж вроде бы сидит в комнате один, а тут — оп, и рядом их ещё пару-тройку.

    Постоянные скачки мыслей. Будьте готовы к тому, что темы здесь будут резко обрываться и так же резко продолжаться.
    Просто при каждом прочтении главы у меня взрывался мозг.

    Да, во второй половине я уже как-то попривыкла к слогу: то появлению, то исчезанию персонажей, к ненужным действиям и тупости (например, тот момент, когда Джуд вывела из замка одну из служанок Балекина. В чём прикол этого действия, если дальше Джуд будет вести себя как полная мразь?).

    Ещё могу отметить, что в тексте очень много воды — между диалогами, в описаниях, в размышлениях.
    И это не значит, что всё — книга плохая. Просто не мой автор.

    Дальше у нас сюжет. В целом самый типичный. Главный герой узнаёт о волшебном мире и всеми силами старается спасти его от полного разрушения (в нашем случае — от ужасного правителя и полного разрушения).

    Много сюжетных дыр и несостыковок было мною замечено. Возможно, это из-за скудности слога, возможно — ещё из-за чего-то, но вот вам парочка примеров:


    «И никакой страх не позволяет забыть, что как бы хорошо ни играл Мадок роль отца, именно он убил моих родителей». — А, конечно. Когда это надо сюжету, ты об этом вспоминаешь.

    А вообще меня очень сильно смущает, что между Мадоком, Джуд, Тарин и Виви может вообще зародиться что-либо тёплое! И если последняя ещё как-то пытается отстаивать себя, прямо заявляя: «Я тебя ненавижу», то тёплые отношения (в первой половине книги) между Тарин, Джуд и Мадоком просто меня шокировали! Девочки, алё-е. Он убил ваших родителей, как бы. Сломал вашу жизнь. Психику. Нет, у вас всё хорошо? Ну ладно.


    «Похищенные дети, не допущенные, как мы, к обучению с детьми знати». — В каком смысле «как мы»? Вы как раз-таки и допущены, раз обучаетесь вместе с одним из принцев (что странно). Дочерью королевы какого-то там подводного рыбьего царства (что Никасия вообще забыла в Фейрилинде?). В общем, чуть-чуть непонятно.




    «Я понятия не имею, насколько далеко он зайдёт и что позволят ему наставники». — В каком смысле не знаешь? Вы же учитесь в одном классе!




    «Безмятежное выражение лица и устремлённость вперёд приводят меня в покои принца Даина без малейшей заминки, и это притом, что я дважды сбиваюсь с пути и вынуждена возвращаться». — Без малейшей заминки? Но ты ведь буквально в следующем предложении говоришь, что сбивалась два раза! Да и местной страже настолько всё равно, что они даже не следят за прислугой. Так что это либо Джуд — актриса театра и сама непоколебимость, либо стражники настолько идиоты.




    «Странно видеть Оука без его рожек, которые по волшебству сделались невидимыми, с круглыми ушками, как у меня». — Ага, то есть когда фейри идут в наш обычный мир, у них всё это добро пропадает.



    Но... при этом в первой половине книги нам говорят, что Хизер очень любит заострённые ушки Виви. Но тогда как Хизер их видит?.. Да и в целом последнюю не смущают кошачьи глаза, кожа и хвост, который по идее должен быть у Виви?

    Короче, это либо Оуку по-быстрому нацепили парик и сделали операцию на уши, либо... либо на Виви не действуют силы волшебного мира (при этом нам ещё в прологе описывали, что Вивиан всегда была такой, ещё до Фейрилинда).


    «Локк подбирает полотенце, смачивает в струе воды, опускается на колени и заботливо вытирает моё лицо». Это же насколько Локк выше Джуд?.. Или девушка сидит? По крайней мере нам это, опять же, не было прописано.

    А вообще вся эта ситуация с Тарин, Локком и Джуд донельзя странная. Локк как бы подкатывает к одной, а женится на её сестре? Что?
    Какая мотивация при этом у него была? Реально, что ли, поиграть с Джуд и бросить её? Посидеть на двух стульях? Но это абсолютно не вписывается в какой-никакой характер Локка.

    А ещё очень странно, что Локк — лучший друг Кардана. Типа Джуд все считают чмом. Локк ей ОТКРЫТО помогает, заботится, приглашает в гости — и его друзья, которые якобы ненавидят Джуд, не считают чмом его самого?

    Я могу продолжать так бесконечно: искать новые минусы, новые недостатки и несостыковки.

    Долго я писала этот отзыв… час-полтора так точно… и при этом многого не договорила, потому что сама книга напихана различными сюжетными поворотами и дворцовыми переворотами.

    В целом, если привыкнуть к слогу, лору и персонажам — это реально читать. Мне просто не зашло.
    Не знаю, буду ли я читать продолжение в дальнейшем, вновь погружаться во весь этот кринж… посмотрим.

    У меня, если честно, были большие ожидания. Но они, к сожалению, не оправдались :(

    Содержит спойлеры
    5
    275