Рецензия на книгу
Лед и вода, вода и лед
Майгулль Аксельссон
Аноним9 сентября 2015 г.Это книга льда и воды, книга холода и ветра, книга закованных морозом страстей и укутанных в тепло страхов. Книга о светловолосых викингах века двадцатого, их женах и детях. Они сражаются с прошлым и воюют с демонами в себе. В их прозрачных голубых глазах - всеобъемлющий холод синего океана, бирюзовое небо, белая бесконечность ледяной пустыни.
Майгулль Аксельссон удалось написать необыкновенно гармоничную книгу! Действие романа происходит в двух плоскостях - на ледоколе "Один", который и сам является словно бы еще одним героем книги, и в маленьком шведском городке Ландскроне, 40 лет назад. Описанный в аннотации детективный элемент хоть и присутствует, но вовсе и не составляет основу книги. Это лишь неверно поставленная карта в карточном домике, которая, падая, запускает цепь событий из прошлого и настоящего.
Герои книги - члены странной (а может и вовсе наоборот, вполне тривиальной) шведской семьи. Для окружающих они производят впечатление благополучных интеллигентных людей. Старшее поколение - Лидия, ее дочь Инес и зять Биргер - педагоги, чопорные преподаватели, строго блюдущие нормы морали и тщательно оберегающие семейный покой и ценности. Младшее поколение - Бьёрн и Сюсанна - подростки, прилежные ученики, являющиеся вовремя к ужину и не забывающие мыть руки перед едой. Бьёрн - любимец Инес, талантливый певец. К окончанию школы он неожиданно стал еще и семейной гордостью - начинающей настоящей поп-звездой, с ревущими поклонницами, гастрольным графиком и собственным продюсером.
Но как это нередко случается, внешняя безмятежность северного спокойствия с треском разламывается под напором ледокола судьбы. А под маской успеха, признания и славы оказывается ледяная пустыня одиночества и непонимания. Каждый из героев по-своему одинок, нуждается в любви безусловной, теплых объятиях и нежных словах. Но в жизни их дует только северный ветер.Лидия, мать близнецов Инес и Элси, много лет несла груз одиночества. Ее больной туберкулезом муж годами лечился в санаториях, а оказавшись на воле, не смог вынести легкости бытия. Многолетний труд по созданию видимости благополучной семьи был раздавлен и раскрошен в прах. Лидии пришлось остаться жить в своем непостижимом горе, растить детей, преподавать. Женщины гибче. Они могут сойти с ума или заковаться в панцирь, выливать годами свое горе с водой, которой моют дом, или выплескивать его в бесконечных беседах с подругами - но жить всем назло. Лидия выбрала панцирь, футляр, в который она не допускала даже собственных дочерей. И жила в нем, не принимая помощи и внимания даже от жившей через стенку Элси.
Мне кажется, этот панцирь и стал тем краеугольным камнем, об который разбились судьбы всех членов семьи Лидии. Элси и Инес, два непохожих человека с одинаковым лицом, переживали несчастье по-разному. Уже будучи подростками, они сделали выбор своего пути. Элси стала радисткой, убежав ото всех на край света, на границу моря и земли. Инес выбрала побег в себя. Она тщательно оберегала порядок в своем доме. За крахмальными льняными дорожками, свежими булочками и ежеутренней обязательной кашей Инес прятала свою потребность в душевном порядке. И если в детстве у девочек было общим и одинаковым абсолютно все, то в зрелой жизни их объединял только Бьёрн. Они стали одной матерью этому милому, ласковому мальчугану. Элси его родила, но Инес - вырастила в своей абсолютной, слепой любви.
Душа Бьёрна металась, не понимая, что с ней? Почему он оказался ошибкой, брошенной родной матерью? Зачем ему любовь и признание всех этих людей - от Инес до сумасшедших фанаток? Разве он этого заслужил? Эта боль, неизбывная тоска, внутреннее раздвоение - она всегда с ним. Он хотел стать звездой - и стал ею. Но о том ли он мечтал? Можно ли признанием тысяч людей получить любовь лишь той одной, родившей его? Бьёрну оказывается не по плечу это испытание и в переломный момент он делает свой выбор - вечное ничто.
Сюсанна - не слишком любимая дочь Инес и Биргера, кузина Бьёрна, выросшая с ним вместе. Она практически единственная, кому удалось научиться защищать себя ото всего - от ледяной пустоши человеческого презрения, мрака одиночества, кипящей боли и тревожных воспоминаний. Именно ей, хрупкой светлой женщине, в конечном итоге пришлось переплавить в себе все трагедии семьи Хальгрен и научиться жить дальше.
Есть такое предположение - родители могут не любить своих детей, но дети своих родителей любят всегда, какими бы они ни были. Я думаю, книга Аксельссон прежде всего об этом - о любви в семье. О том, что нужно любить своих детей и родителей. Беспричинно, ни за что, любыми. Чтобы лед одиночества в мире был расколот.
527