Рецензия на книгу
Жизнь взаймы
Эрих Мария Ремарк
Аноним9 сентября 2015 г.Большинство из нас живет так, будто жизнь бесконечна. И осознание того, что жизнь безумно коротка, приходит к нам только тогда, когда мы сталкиваемся лицом к лицу со смертью - когда мы видим и познаем ее. И чем раньше мы увидим ее совсем рядом, тем полнее будем жить сами, наслаждаться дыханием, пока еще можем дышать, мыслями, пока можем думать, мечтами и исполненными желаниями, пока можем желать и мечтать. Но не всегда мы поступаем правильно, даже когда понимаем это…
Ремарку, в первую очередь как человеку, а не писателю, тема жизни и смерти близка не понаслышке, он не единожды воочию сталкивался с этими борющимися силами, во время первой и второй мировых войн. Соответственно и его романы пронизаны этими сакральными темами, в которых он делится со своим читателем о неумолимых судьбах, о роке, о человеческом одиночестве перед лицом смерти.«Жизнь взаймы» - я восприняла именно таким, романом не о любви, а о жизни и смерти, - о ценности жизни, о неизбежности смерти, и уже только после, о значении любви. Иными словами, это «позитивное» произведение в траурном одеянии скорби.
«От судьбы никому не уйти, и никто не знает, когда она тебя настигнет. Какой смысл вести торг с временем? И что такое, в сущности, длинная жизнь? Длинное прошлое. Наше будущее каждый раз длится только до следующего вздоха. Никто не знает, что будет потом. Каждый из нас живёт минутой. Всё, что ждёт нас после этой минуты, – только надежды и иллюзии».Главные герои – мужчина и женщина. Она – больная туберкулезом, яростно борющаяся за жизнь. Он – автогонщик – постоянно рискующий своей жизнью. Они – оба свободны и независимы, но не имеющие будущего. Однако, не смотря на это, они абсолютно по-разному оценивают свою жизнь. Лилиан, в отличии от Клерфэ, остро ощущает жизнь, так как смерть для нее для нее, это осязаемая реальность, оседающая на носовом платке в виде крови. Клерфэ же, считает себя управленцем судьбы – сегодня еще один полет по трассе, завтра – превращение в добропорядочно семьянина. Отсюда и разное отношение к любви. Клерфэ стремится полностью подчинить своей заботе любимое создание, Лилиан, же, как только понимает это, решает уйти, так как не желает становиться узницей этих самых чувств.
Клерфэ знает, что может не вернуться с очередной гонки, но все равно продолжает рисковать. Он по-своему играет с жизнью, не так, как Лилиан, он противоположен ей. Клерфэ не впадает в агонию, он живет размеренно, не боится чего-то не успеть, хотя, как и Лилиан, понимает, что любой день может стать для него последним. Клерфэ привык к смерти, она для него нечто само собой разумеющееся, от чего даже не стоит пытаться уйти. Его занятие гонками не случайно. И самая большая гонка его жизни – гонка со временем. Для Лилиан его занятие – бессмыслица, но для Клерфэ ежедневный риск это то, что делает его жизнь жизнью, а не пустым существованием. Так он наполняет свои дни. Сегодня Ривьера, завтра Париж, дальше Монте-Карло, Ницца…Что угодно, только бы не погрузиться в ежедневном быту, буднях. Нужно менять обстановку, чтобы жить. Но однажды новая обстановка принесет смерть. Когда это случится, он не знает, но его это и не волнует. Он спокоен, и ему решительно все равно – умереть через час или через полгода.
Лилиан же сбегает из санатория от скучной и вялой жизни, чтобы прожить оставшееся время, наслаждаясь воздухом свободы. «Нужно уметь ценить каждый миг, не думая о завтра» Героиня будет тратить последние деньги на французские платья, будет жить в дорогих отелях, не обращая внимания на платок, ставший ало-красным после нового приступа. Её не интересуют ни деньги, ни политика, ни положение в обществе. С одной стороны это легкомыслие и эгоизм, а с другой – это ее жизнь. Лилиан хочет «жить, не слушая советов, без всяких предубеждений, жить, как живётся».
Но, убежать от смерти невозможно. Она все равно настигает героиню, однако сначала, словно в насмешку, забирает ее молодого и здорового возлюбленного. Лилиан осознает, что борьба бессмысленна, и возвращается в санаторий. Смирившись с судьбой, и приняв ее, она чувствует облегчение: «Через шесть месяцев она счастливо умирает в одиночестве»
«Некоторые люди уходят слишком поздно, а некоторые — слишком рано, надо уходить вовремя…»1025