Рецензия на книгу
Граф Монте-Кристо
Александр Дюма
Аноним19 сентября 2025 г.С каким интересом я следила за тем, как Эдмон воссоздавал себя не то чтобы из пепла, а из пучины отчаянья, с таким же ужасом я наблюдала за эмоциональными качелями, которые он устроил вернувшись как граф Монте-Кристо. И, особенно лихо на этих качелях прокатились те, кому он желал добра. Мне хотелось, чтобы виновные были наказаны, но я не могла не сочувствовать разрушающейся жизни Вильфора. Никогда не нравились карьеристы и честолюбивые засранцы, но, кажется, именно этому персонажу от графа досталось больше всего. Возможно, сочувствовала я, потому что он казался умнее и чуточку сложнее остальной восьмибитной братии, кому граф Монте-Кристо мстил. И отчего то во мне теплилась надежда, что совесть Вильфора окажется сильнее, чем его конвульсивные цепляния за репутацию и внешний лоск.
Очень интересно наблюдать за своими реакциями и внутренними вопросами, которые возникали по ходу чтения. Мне порой нравится оказаться среди утрированно прекрасных персонажей, где честь, верность слову, достоинство, тяга к знаниям и честность - основные характеристики. Здесь этого было сполна в Эдмоне. Но у всех этих качеств есть теневая сторона, она есть всегда, но нужно событие, которое инициирует ее проявление. Заключение на 14 лет, без вины - неплохой такой повод, чтобы из ангела стать дьяволом. Но таким, знаете, таинственным литературным дьяволом с мнимой всесильностью божественного существа. И интересно, что граф Монте-Кристо ведь и не делал будто ничего, он просто оказывался в нужном месте в нужный час, бросал случайную фразу, задавал наводящий вопрос, а все остальное с его врагами совершало их нелицеприятное прошлое. Я бы сказала, что эта книга про карму для чайников.
Эмоциональный накал, который граф устроил не единожды в семействе Морреля, своего работодателя и благодетеля вызвали во мне волну негодования, перемешанного с удовлетворением и радостью. Вот такой коктейль из эмоций. Но последняя его выходка, финальное доброе дело в конце книги заставило меня осыпать графа ругательствами.
Я не совсем удовлетворена линией с его возлюбленной, Мерседес. Здесь у меня, пожалуй, больше всего вопросов и пищи для размышлений осталось.
В романе немало слоев. Слой мелодраматичный - мыльная опера с заламыванием рук, вскриками, пафосными речами, драмой, тайной, грязным бельем, от этого я местами уставала, но разговорную речь этот роман неплохо обогащает. Все же умение нормально и членораздельно формулировать мысль, привлекая для этого точные слова одна из сильных сторон классики. Слой героический - становление героя и его метаморфозы не могут не вызывать восхищения, моя любимая часть - побег и первые три месяца после. Слой с вопросиками морали - тут ничего и не попишешь, читать это интересно и есть что обсудить. И здорово это читать с кем-то, чтобы обсуждать, чтобы бомбить и спорить, узнавать другие точки зрения и понимания. А такая возможность и отличает хорошие книги от проходных.6318