Рецензия на книгу
Ключ из желтого металла
Макс Фрай
Аноним9 сентября 2015 г.Висела эта книга в моих «хотелках» достаточно долгое время после прочтения какой-то особенно приглянувшейся рецензии. Тем не менее, я совершенно не представляла, чего от нее можно ожидать. Название напомнило мне будни сотрудников правоохранительных органов (это они в протоколах пишут не «золотое кольцо с рубином», а «кольцо из металла желтого цвета с камнем красного цвета» - а то вдруг окажется, что камень – не рубин, а гранат, к примеру. Тогда получится, что речь-то шла совсем о другом ювелирном украшении…). Однако под обложкой меня ждал отнюдь не детектив, а вполне годное городское фэнтези. Жанр этот мне симпатичен, слог авторов приятен, сюжет не провисал и раздражения не вызывал. В целом впечатления очень и очень приятные.
В основу сюжета, как известно, положена известная история о Буратино и его золотом ключике. Сходство героев книги с персонажами сказки А.Толстого имеется, но не слишком явное: главный злодей не так глуп и страшен, как Карабас Барабас, Буратино не так ярок, смел и беззаботен, роли прототипов Пьеро, Лисы Алисы и Кота Базилио далеко не так значимы, как в первоисточнике. Девочка (девушка) с волосами, выкрашенными в неестественный цвет, имеется, равно как и верный её пудель (тут его зовут немного иначе и вообще он – человек, но разве суть в этом?). Ну а действие книги сосредоточено на поисках поименованного в названии ключа. Вот только происходит оно в наше время в ряде европейских городов в атмосфере некоторой загадочности и при участии неких потусторонних сил. И вообще сюжет довольно сильно отличается от первоисточника.
Было интересно, местами таинственно, местами смешно. Наличие ненормативной лексики не слишком смутило: её в книге не так много (в отличие от произведений Уэлша и Паланика, например) и служит она скорее для выражения особенно сильных эмоций. Согласитесь, на свете крайне немного людей, у которых вообще никогда, даже в состоянии стресса, не выскочит крепкое словцо. Да и история эта не детская, в отличие от «Буратино», немножко ругнуться можно). Зато в целом текст просто пестрит выражениями, которые можно разобрать на цитаты. Особенно впечатлили истории вымышленного прозаика Цаплина.
И хэппи-энд в финале понравился. Понравилась и его аллюзия к классическому «Счастья для всех, и пусть никто не уйдет обиженным» братьев Стругацких.
Немного снизила оценку за разноцветно-лубочное описание европейских городов (не верю, ибо точно знаю, что и в Европе все не так радужно-нарядно) и образ главного героя - чересчур скептичного и в целом довольно никчемного бездельника. В финале он стал гораздо симпатичнее.
Считаю, что для знакомства с автором/авторами я выбрала очень удачную книгу. Пожалуй, продолжу читать произведения Макса Фрая. За «Хроники Ехо» пока, наверное, не возьмусь, уж очень объемные, а вот что-нибудь внецикловое с удовольствием почитаю.
2782