Рецензия на книгу
Как говорить с детьми, чтобы они учились
Адель Фабер, Элейн Мазлиш
Аноним17 сентября 2025 г.Говорите с детьми, говорите...
Не могу до сих пор понять, понравилась ли мне книга или нет. Какие-то крупицы полезности я из нее вынесла, но не скажу, что американское мышление и авторы меня чем-то удивилии вдохновили.
Я такие книги называю для себя "пробуждающими" - то есть они могут напомнить о чем-то или дать толчок. Не мотивировать, а просто показать с другой стороны какие-то проблемы или ситуации.
Я, конечно, пофыркала, что по сути это реклама и логическое продолжение первой части "Как говорить, чтобы дети слушали, как слушать, чтобы дети говорили" - отсылок к ней очень много.
Но здесь сделан упор именно на школьные задачи. Написана книга от лица вымышленной учительницы, чей образ является собирательным - это авторы и другие преподаватели с такими же затруднениями. Они хотят достучаться до учеников и пробудить в них желание учиться.
Отличительная особенность - это комиксы.
Они, видимо, призваны сделать книгу более живой, но лично мне не понравилось во что.
Во-первых, ужасный шрифт на картинках - очень мелкий и все слова сливаются, читать напряжно и даже раздражает. Второе - это прогнозирование ситуаций. Левая часть дается как стандартная, полная негатива со стороны детей и родителей, со взаимными обвинениями и полным непониманием, а вторя - идеальная картинка, где родители задают правильные вопросы, а дети дают правильные ответы и исправляют плохие моменты.
Слишком это все прилизано звучит. Мне сразу напомнило 100500 курсов по продажам, которые я в свое время проходила, и которые были на одно лицо - все эти открытые и закрытые вопросы, которые надо было задавать клиентам, вовлечение в какое-то ненужное обсуждение, всякие "отзеркаливания" и раппорты. Половина из этого просто не подходила под реальные ситуации общения с клиентами.
Где гарантия, что ребенок ответит именно так? А если все пойдет не по плану? Что делать тогда?
Я понимаю, что все, написанное в книге, гипотетически возможно. Но по моему мнению, здесь большую роль играют эмоции. Главное-терпение. Часто получается, что наорать на ребенка легко, а поговорить по душам и спокойно обсудить что-то неприятное, найти выход из положения сложнее.
Главное не опустить ребенку самооценку и не подавить чувство собственного достоинства. Вот чему учит книга.
Немножко еще надо абстрагироваться от того, что это американская школа со своим укладом.
И говорите с ребёнком, говорите.... Это всегда нужно и полезно.
732