Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти

Ирвин Ялом

  • Аватар пользователя
    Аноним17 сентября 2025 г.

    (2008) "Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор". Франсуа де Ларошфуко


    Автором книги, обзором на которую я хочу с Вами поделиться, является Ирвин Дэвид Ялом – американский психиатр и психотерапевт, доктор медицины, профессор психиатрии Стэнфордского университета, один из пионеров экзистенциальной психотерапии.Также он является автором научно-популярной и художественной литературы. Он родился в 1931 году и жив по сей день. На сегодняшний момент ему 94 года! Уникальной чертой его творчества является психотерапевтический эффект его произведений: его книги полезны как начинающим и продолжающим психологам, так и совершенно обычным людям, тем, кто самостоятельно ищет ответы на свои вопросы.

    В своих работах Ирвин Ялом выделил и определил четыре данности человеческого существования: смерть, свобода, одиночество, поиск смысла жизни при отсутствии определенного и универсального ответа на этот вопрос. Книга «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти», в которой талантливо сочетается дар психотерапевта и дар писателя, вышла в 2008 году, на момент ее выхода автору было уже 77 лет.(Также рекомендую книгу «Вопрос смерти и жизни», написанную совместно со своей умирающей от рака супругой в 2021 году. Подробный обзор по ссылке. Здесь он сталкивается с новым жизненным вызовом – неизбежной и скорой смертью своей жены, с которой они были вместе с 15-ти лет!)


    В книге раскрывается главный фактор страха смерти, а именно почему людям так сложно примириться со смертью как своей, так и своих близких людей. И им является ощущение собственной непрожитой жизни. Ялом делится своим опытом работы с разными пациентами, для которых страх смерти или был явным с первой встречи, или оказался глубоко скрытым за другими проблемами и тревогами. При этом автор опирается на экзистенциальное мировоззрение и экзистенциальную психотерапию.

    Суть заключается в том, что у нас есть только наше существование, наше бытие, которым мы распоряжаемся сами без влияния каких-то богов и религиозных костылей. Многие из описанных идей представ­ляют ценность и для читателей со стойкими религиоз­ными убеждениями, он старался не написать ничего тако­го, что могло бы оттолкнуть их и от его книги, и от их веры.Тем не менее, в своей работе Ялом исходит из светского экзистенциального мировоззрения, которое свободно от поверхностных религиозных верований.

    За время своей психоте­рапевтическойпрактики Ялом встречал множество пациен­тов со страхом смерти и понял, чтодревняя, особенно греческая,мудрость и сегодня не потеряла своей значи­мости. В своей работе Ялом опирается восновном на трудыне великихпсихологов и психиатров конца XIX — начала XXвека (Пинель, Фрейд, Юнг, Павлов, Роршах и Скиннер),но древнегреческих философов, вособенности Эпикура. ». Помимо философии Эпикура(слова Эпикура: «Там, гдеесть я – смерти нет. Там, где есть смерть – нет меня») и древнегреческихэпикурейцев, он обращается к идеям Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра, а также к бессмертной русской классической литературе («Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстогои "легенда о Великом Инквизиторе" из романа Ф.М. Достоевского) и др.

    Для того чтобы извлечь на поверхность скрытый страх смерти, может потребоваться кропотливое иссле­дование, но часто человек независимо от участия психотерапевта может обнаружить его, прибегнув к самореф­лексии. Мысли осмерти могут проникать в сны, нахо­дясь при этом сколь угодно далеко от нашегосознания. Любой ночной кошмар — это проявление страха смерти, который покинул свое укрытие и угрожает спящему.

    Ночные кошмары будят спящего, рисуя ситуации, в которыхего жизнь подвергается опасности. Эти сны мо­гут быть разными: человек спасается от преследования, падает с большой высоты, пытается спрятаться от смер­тельной опасности или видит себя умирающим или уже умершим. Смерть частопоявляется во снах в аллегорической форме.

    В главе «Пробуждающее переживание» Ялом рассказывает о том, что взгляд в лицо смерти необя­зательно вызывает отчаяние, стирающее всякий смысл.Мы способны сделать больше, чем простосмягчить страх смерти. Осознание смерти может послужить сильнейшим катализатором серьезных жизненных изменений. Наконец,определенные жизненные ситуации почти всегда провоцируют страх смерти: например, собствен­ная тяжелая болезнь, смертьблизкого человека или серьезная угрозаличной безопасности, которая кажетсянеизбежной, — изнасилование, развод, пожар, улич­ное ограбление. Размышления об этом обычно приводят к проявлению страха смерти.

    Из своего опыта Ялом сделал вывод, что лучшими катализаторами пробуждаю­щих переживаний выступают следующие экстремаль­ные события:

    • горе от потери любимого человека;

    • смертельная болезнь;

    • разрыв любовных отношений;

    • жизненная веха — например, 50-, 60-,70-летие;

    • тяжелое потрясение — пожар, изнасилование,ог­рабление;

    • уход из дома выросших детей (ситуация«пустого
    гнезда»);

    • потеря работы, смена сферы деятельности;

    • уход на пенсию;

    • переезд в дом престарелых;

    • необычные по силе сновидения, передающие по­слание из глубин нашего «Я».

    Когда Ирвин Ялом на протяжении десяти лет работал с раковыми больными, он обнаружил, что, «вместо того чтобы погрузиться в парализующее отчаяние, многие из таких больных, напротив, резко менялись в лучшую сторону.Они перестраивали свою жизнь, меняя приоритеты, начинали относиться к мелочам так, как они того заслуживают». Люди начинали глубже общаться с теми, кого любили, и по-настоящему ценить самые простые явления жизни. Один из его больных как-то сказал: «Как жаль, что для того, чтобы научиться жить, мне понадобился рак, исковеркавший мое тело».

    Автор обращает наше внимание на особенно эффективную идею «волнового эффекта».Речь здесь идет о том, что каждый человек, не зная и не думая об этом, распространяет вокруг себя концен­трические круги влияния, которое может затрагивать других людей на протяжении многих лет, из поколения в поколение. Это влияние в свою очередь передается от одних людей к другим, как рябь на поверхности пруда. Мысль, что мы можем, пусть и без нашего ведома, оста­вить где-то частичку самих себя, — это хороший ответ всем тем, кто жалуется на неизбежную бессмысленность ограниченного во времени существования.

    «Волновой эффект» вовсе необязательно означает, что после нас останется имя или образ. Попытки сохранить собственную личность всегда бесплодны: «Волновой эффект», в моем понимании, относится к тому, чтобы оставить что-то из нашего жизненного опыта, какие-то особенности, крупицы мудрости, опыта, утешения, которые перейдут другим людям — неважно, знакомым или нет».

    Автор также цитирует Ницше, рассказывает, как его афоризмы помогли ему в своей терапевтической практике. Он делится наиболее могущественной идей, которую проповедовал Заратустра - идею вечного повторения. Что, если бы тебе пришлось вновь и вновь проживать одну и ту же жизнь, — как это изменило бы тебя?

    Ялом показывает, что для преодоле­ния страха смерти недостаточно одних идей. Самое дей­ственное лекарство от него — это синергетическое воз­действие всех идей и установление глубокого контак­та с другими людьми. Он рассматривает важность любви и связи с другими как средств для борьбы с одиночеством и беспокойством и предлагает много практиче­ских приемов, которые помогут реализовать эти идеи в нашей повседневной жизни и установить контакты с людьми.

    Как один из методов борьбы со страхом смерти Ялом предлагает исключающие альтернативы. «Альтернативы исключают друг друга» — вот основная причина того, что многим людям так неприятна необходимость принять решение. На ка­ждое «да» существует свое «нет», и выбор любого вари­анта означает, что вам придется отказаться от всех про­чих. Многие люди ужасаются, в полной мере осознав ог­раниченность, лишение и угасание, что несет с собой бытие. Мысли автора очень погружают и заставляют задуматься. Нужно помнить о том, что все эти переживания несут с собой один смысл: конфронтация со смертью провоцирует страх, но в то же время может сделать жизнь значительно богаче.

    К какому же выводу приходит автор? Внимательный взгляд на смерть – вот один единственный способ справиться с ней. Если внимательно вглядеться в лицо смерти, можно не только успокоить страх, но и сделать жизнь более насыщенной, более ценной, более «жизненной». Такой подход к смерти ведет к умножению знаний о жизни. Для этого автор рассказывает не только о том, как уменьшить страх смерти, но и о том, как можно восполь­зоваться пробуждающими переживаниями.

    «Меньше всего я хотел бы, чтобы эта книга показалась мрачной. Наоборот, я надеюсь, что, поняв условия чело­веческого существования, мы сможем не только сполна наслаждаться каждой минутой жизни и ценить уже сам факт своего бытия, но и относиться к себе и к другим лю­дям с подлинным сочувствием».

    Именно страх смерти позволяет ощущать нам вкус жизни. Конфронтация со смертью всегда будет сопровождаться страхом. «Эта книга — лучик надежды. Я верю, что она поможет вам взглянуть смерти в лицо и не только смягчить страх, но и сделать вашу жизнь богаче».

    Подробный обзор по ссылке:  Ирвин Ялом "ВГЛЯДЫВАЯСЬ В СОЛНЦЕ. Жизнь без страха смерти".

    6
    489