Рецензия на книгу
King Lear
William Shakespeare
Talis240317 сентября 2025 г.Какой отец — такие и беды
Сюжет, на первый взгляд, простой. Стареющий король решает отойти от дел. Ну устал человек, хочется, чтобы дочери любили, чтобы всё было спокойно, красиво. Условие у него одно: каждая из трёх дочерей должна признаться, как сильно его любит. И чем слаще слова — тем больше земли в приданое.
***
Вот тут и начинается ад. Настоящий. Не потому что у кого-то злые помыслы, а потому что... человек не услышал правду. И обиделся. Как ребёнок. Ну правда, иногда смотришь на Лира — и хочется сказать: «Ты взрослый мужик или кто вообще?!»
Когда самая младшая, Корделия, не начинает кланяться и лепетать: «О, отец, солнце моё и звезда!» — он буквально взрывается. И ссылает её. А потом всё летит в тартарары.
А ведь он не злодей
Лир не тираничен. Не жестокий деспот. Он просто... потерянный. Он хочет быть нужным. Боится остаться никому не нужным. И в этой панике он всё разрушает. Сам. Своими руками.Знаете, у нас так бывает — с родителями, с детьми, с любимыми. Когда мы не слышим, потому что ждём слов определённого формата. А если кто-то говорит честно, но не так, как «должно» — мы обижаемся.
И Шекспир показывает это болезненно чётко. Не морализаторски, нет. А как бы изнутри.
Дочери. Ах, дочери...
Гонерилья и Регана — вот уж кому хочется выдать премию за лицемерие века. Их признания в любви настолько сладкие, что зубы сводит. И ведь именно это нравится Лиру!И знаете, тут Шекспир очень тонко поддел нас всех. Кто из нас не ведётся на красивые слова? Кто из нас сразу видит фальшь, когда нам поют соловьём, обещают и хлопают ресницами? Ну...
А настоящая, скромная, упрямая Корделия уходит без всего. Без ласки, без приданого, без поддержки. Но с честью. Вот это — страшно. Потому что быть честным в мире, где ценится лицемерие — это, простите, почти самоубийство.
Заметили, как часто в пьесе появляется буря? Природа бушует, кричит, беснуется. И Лир — в ней, под дождём, под громом. Это не просто красивый антураж. Это продолжение его внутренней бури. Он сам — как стихия. Он рвёт, крушит, сжигает, и сам же страдает.
«Король Лир» — это не трагедия про королей и принцесс. Это семейная драма, где каждое слово может быть сказано вами. Или мне. Где каждое предательство — почти обыденность. Где настоящая беда — это не смерть, а сломанная связь.
И знаете, бывает, перечитываешь классику — и чувствуешь себя немножко глупо. Типа, как же я раньше это всё не увидела?
Так вот. Не вините себя. Некоторые книги открываются только тогда, когда внутри появляется трещинка. Многие книги понимаешь только в определенные моменты жизни.
6182