Рецензия на книгу
Калевала. Карело-финский эпос
Элиас Лённрот
VyacheslavDavletshin17 сентября 2025 г.мне понравилось писать отзыв по пунктам, давайте соберём ещё одну мозаику
калевала, элиас лённрот; перевод бельского #ревьюв
1. калевала называется карело-финским эпосом, и это стоит обсудить.
во-первых, калевала — это произведение, составленное финским лингвистом элиасом лённротом на основе песен (рун), собранных (и, кстати, также изданных) им же в карельских деревнях. лённрот преобразовывал руны и составлял из них композиционно выверенное произведение. иногда он выдумывал целые сцены, но почти всегда для этого использовал строки из полевых записей. есть также полностью авторское, например, автобиографическое заключение, которое мне показалось самым поэтичным фрагментом текста. руны в разных районах отличаются, их исполняли разные рунопевцы. лённрот хотел составить как можно более полную картину эпоса и включил разные варианты, отсюда некоторые несостыковки в сюжете, которых автору не удалось избежать, а, может, он нарочно их оставил
во-вторых, возникают вопросы с тем, чтобы называть калевалу эпосом карело-финским. лённрот работал преимущественно в карелии, однако составлял калевалу как объединяющий символ финского государства. также он использовал варианты рун, записанных в ингерманландских и вепских деревнях.
2. лённрот вдохновлялся гомером, общими фольклорными местами (например, соединил характеристики множества персонажей из рун в трёх главных героях калевалы, использовал приёмы, характерные для любого народного творчества и так далее) и библией. тут подробнее
в последней руне дева марьятта рождает от непорочного зачатия младенца, который заменяет главного героя, старца вяйнямёйнена. тут можно увидеть библейский сюжет, и, действительно, некоторые детали лённрот привнёс с оглядкой на библию и апокрифы (народные неканоничные тексты), но основа сюжета гораздо более древняя. непорочное зачатие — фольклорный сюжет, встречающийся у большинства народов по всей земле. то есть тут речь скорее о взаимовлиянии или, скорее, влиянии одного общего древнего источника. точно сказать нельзя — одни пели о марии, а по другой версии имя марьятты происходит от финского "marja" (ягода) (дева забеременела от брусники). третий вариант — это ребёнок духа леса и с людьми он вообще не связан
3. калевала очень поэтичная, что проявляется не только в средствах выразительности, но и в сюжетах: кукушки поют о том, чего у тебя нет, а решение проблемы приходит, если назвать её происхождение. калевала пацифистична: в конце главная антагонистка сдаётся без боя, герои ищущие сражений часто терпят не лучшие для себя последствия, меч не хочет убивать невинную женщину. лённрот включил в калевалу много заклятий и заговоров, и это просто жемчужины эпоса.. мне очень понравилась история о происхождении железа и описание медвежьего праздника
4. часто используемые лённротом народные заговоры и заклинания — самые впечатляющие части эпоса. они изначально придумывались народом яркими и выразительными, чтобы впечатлить болезней, врагов или зверей, от которых эти заговоры создавались
5. параллельно слушайте альбомы "ilmu" (группа ilmu) и "äijiäl" (группа veri); при прочтении очень помогла книжка "фольклорные истоки калевалы" киуру и мишина, не знаю где её взять, я купил в петрозаводске..
поднялся ещё один столп моей картины литературных вкусов. нашёлся ещё одна иллюстрация патриотизма. закончилось очередное большое путешествие (на этот раз ещё и реальное, ведь я читал часть калевалы в карелии), и интерес сохранялся с поразивших с первого случайного прочтения строк "наконец мы увидались, // с двух сторон теперь сошлися! // редко мы бываем вместе, // редко ходим мы друг к другу // на пространстве этом бедном, // в крае севера убогом. // так давай свои мне руки, // пальцы наши вместе сложим, // песни славные споём мы, // начиная с самых лучших" прямо до финальных "как бы ни было, а всё же // проложил певцам лыжню я, // я в лесу раздвинул ветки, // прорубил тропинку в чаще, // выход к будущему дал я,— // и тропиночка открылась // для певцов, кто петь способен, // тех, кто песнями богаче // меж растущей молодёжью, // в восходящем поколенье"3113