Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Away With the Penguins

Хейзел Прайор

  • Аватар пользователя
    Аноним16 сентября 2025 г.

    Во все тяжкие в исполнении бабули

    Веронике Маккриди 86 лет, она богата и очень одинока: во всем мире о ней беспокоится только одна живая душа - ее помощница по дому. Осознавая близкую конечность своего бытия, Вероника задумывается о том, кому завещать свое состояние: внуку, с которым она никогда не общалась, или (внезапно) пингвинам, живущим от нее на другом конце планеты.

    В начале книги Вероника меня ужасно раздражала - ну такая она сварливая и самовлюбленная старая карга, которая носится со своим наследством как с писаной торбой. Больше всего меня выбесил момент, когда Вероника почти без приглашения явилась знакомиться со своим внуком Патриком и была недовольна им самим, его жилищем и манерами. И ладно бы, если бы эта женщина его растила и воспитывала, а теперь возмущалась бы его свинским образом жизни. Но нет! Вероника "отдала на усыновление" своего сына во младенческом возрасте, а этот вот сын бросил Патрика, когда тому было меньше месяца. То есть Вероника Патрику абсолютно никто, но при этом позволяет себе вот такие высказывания в отношении его матери, которая хотя бы пыталась его воспитывать:


    Я специально не предупредила этого юношу о своем визите, мне хотелось посмотреть, как он живет на самом деле. И об этом я уже пожалела. У него было достаточно времени, чтобы прибраться, но он и пальцем не пошевелил, даже к моему приезду. Видимо, его не научили уважительно относиться к другим. Наверняка в этом виновата его мать.

    Алло, теть, ты чего? Таблетки забыла выпить?

    Но если вы думаете, что мои симпатии на стороне Патрика, то вы жестоко ошибаетесь. В начале Патрика представили как настолько мерзкого, слабого и никчемного человека, что я вообще не понимала, зачем мне про него что-то знать. Да, он переживает болезненное расставание, но его бросили ровно потому, что он - это он, а именно взрослый увалень, который работает один день в неделю, не может платить по своим счетам, сидит на пособии и покуривает травку. Не могу удивляться тому, что девушка-карьеристка с хорошим образованием, озабоченная правильным питанием и заботой об экологии, решила его бросить.

    Короче, в начале я всерьез испугалась, что мне придется больше 10 часов слушать про этих неприятных людей. К счастью, совсем уж неприятными эти часы не были.

    Интересно, что виной тому даже не пингвины и не вся эта антарктическая эскапада Вероники, а дневники о ее детстве и юности. Действительно, на долю этой героини выпало множество событий, большинство из которых, конечно, печальны, но оттого не менее интересны. Описано все вполне живо и позволяют хоть как-то проникнуться к этой вечно дребезжащей старухе. Да и к середине книги Вероника как будто ведет себя получше - меньше докапывается до других людей и больше пытается их понять.

    В принципе, это было предсказуемо. Предсказуемость - это вообще одна из черт этой книги. Главным образом, это касается основной сюжетной канвы: богатая бабуля с пингвинами в голове и внучок, с которым их разделила судьба, чем это кончится? Да, именно этим это и кончится. Но это также касается второстепенных героев и отдельных сюжетных поворотов.

    Пример - появление Терри. Такая она хорошая замечательная девушка, что после первого же описания было ясно, что ее сведут с каким-то хорошим парнем, и, конечно, это будет Патрик, кто же еще.

    Плохо ли это? Да не знаю. Но эта книга вас точно не удивит.

    С течением времени лучше становится не только Вероника, лучше становится просто все, причем иногда за счет довольно грязных ходов.

    Авторский ход, из-за которого мне стало прямо неприятно - это когда в начале книги нам говорят, что Вероника отдала своего сына на усыновление, потому что родила его слишком рано и не в браке, что заведомо располагает нас к ней негативно, а в середине книги выясняется, что сына у Вероники буквально украли и она искала его чуть ли не всю жизнь. А еще Вероника рано потеряла любящую семью, осталась буквально одна в целом мире, очень любила отца своего сына, а потом нормально хлебнула горя из-за этой беременности. То есть нас заранее настроили к Веронике негативно, чтобы потом искусственно открыть нам глаза на то, какая она потерпевшая и хорошая. Ну я считаю, что это грязный ход.

    Да что уж говорить про Веронику, если к концу книги Патрик начал оправдывать даже своего отца, который его реально бросил на мать в младенческом возрасте. Причем как оправдывать - он свалил все на мать, мол, может, она была в такой адской депрессии, что отец не смог иначе и просто ушел. Не смог не бросить собственного ребенка с человеком, у которого тяжелая депрессия, браво.

    В какой-то рецензии эту книгу сравнили с творчеством Бакмана - там ведь тоже горести и радости в кучу, но книги все равно очень светлые. Ну, возможно, Хейзел Прайор пыталась что-то такое сделать, но получилось у нее хуже - местами переслащено, местами слишком схематично. Например, меня задело то, что автор упустила из виду отрезок жизни Вероники с 40 до 80 лет - целые 40 лет, о которых не сказано ни слова. На мой взгляд, это большой промах - неужели эта половина ее жизни наложила на нее такой незначительный отпечаток?

    Короче, недостатков у книги много, но при всем при этом читалась она легко, почти без напряжения. Прошлое Вероники было особенно интересным, в настоящем все кончилось хорошо. Есть пингвины, чтобы поумиляться, если на вас такое действует. Да, не Бакман, совсем, но скоротать вечерок-другой можно не без удовольствия.

    12
    312