Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Death's End

Cixin Liu

  • Аватар пользователя
    Аноним16 сентября 2025 г.

    Любовь может спасти вселенную

    Когда я прочитала «Задачу трех тел» я думала: «Ну и что дальше? Историю вполне можно закончить и тут». Когда я прочитала «Темный лес», я еще раз подумала: «Ну а теперь куда дальше?». И вот я дочитала «Вечную жизнь смерти», и Цысинь опять меня удивил, не только показав, «куда», но и раскинув свои масштабные философские сети, от которых я не могла оторваться.

    Человечество опять перед угрозой вселенского масштаба. Чем дальше оно заглядывало в космос, тем острее понимало, что существование теперь — это борьба, и борьба против неизвестного противника. Даже если есть сильный союзник.

    Но Юнь Тянмина это не сильно волнует. Он умирает от рака и поэтому остро чувствует свою ненужность. В порыве он даже тратит все деньги на покупку звезды для девушки, в которую когда-то был влюблен.

    Та самая девушка, Чэнь Син, между тем, занята работой над серьезным проектом — как отправить человека в космос навстречу инопланетному флоту. И не просто отправить — сделать его шпионом ради человечества.

    По сравнению со вселенной Юнь Тянмин и Чэнь Син просто песчинки, но Чэнь Син любит Землю, а Юнь Тянмин любит Чэнь Син, и даже маленькие песчинки могут повлиять на судьбу.

    Конечно, когда Цысинь взрывает миры, кажется, что это даже не любовная, а влюбленная, робкая линия совсем тонка и не важна в масштабах происходящего. Но она не о спасении каждого живого существа, а о спасении человечности, тогда как космос забирает человечность за секунды. И вот в этом контексте эта любовь очень важна.

    Не забыл Цысинь и про героев прошлого — те, кого называли спасителями в предыдущих книгах, в относительно мирном времени начала книги превратились в военных преступников. И мне нравится, как автор играет с этой моральной призмой, поворачивая ее вслед разным эпохам. Потому что дорога от преступника до спасителя тоже очень коротка.

    Впрочем, подобных моральных черных дыр в книге хватает, взять хотя бы дилемму: «как предстать перед остальным космосом, как себя показать?» Спрятаться ли за безопасностью и ширмой, но этим отрезать себя от вселенной, или же агрессивно доказывать свое право на место в космосе, но этим рискнуть всем?

    Это было очень неторопливое, меланхоличное падение сквозь столетия. Ведь в этом цикле года ничего не значат, даже несколько веков — это ничто. Падение, не только заставляющее задумываться, но и позволяющее насладиться по пути. А финальные аккорды, превращающие историю в картину в духе Ван Гога, так красиво сплетают жизнь и смерть, что их принимаешь со светлой печалью, не смотря ни на что.

    35
    307