Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чего же ты хочешь?

Всеволод Кочетов

  • Аватар пользователя
    Аноним16 сентября 2025 г.

    Чего же они боятся

    Лучшая рецензия о том, что этот роман значит в контексте эпохи, принадлежит журналисту Олегу Кашину, которому спасибо и за решение начитать его как аудиокнигу. А ваш покорный слуга только поделится собственными впечатлениями от прослушивания. Итак, перед нами не заслуженно забытая ультраконсервативная советская агитка, а уникальный художественный документ, написанный действительно советским ультраконсерватором, но не по заданию ЦК, а по собственному почину и не без таланта. Поначалу приходит удивление, насколько для "агитки" и отрицательные, и положительные герои объёмны, противоречивы и как интересно следить за их размышлениями и поступками. Действительно интересно, куда приведёт их эволюция. Однако по мере развития сюжета - разочарование - они на глазах уплощаются, становясь неотличимыми от персонажей пародий на роман, популярных у бичуемой им советской интеллигенции - "Чего же он кочет?" З. Паперного и "Чего же ты хохочешь?" С. Смирнова. Сюжетная линия как таковая вызывает множество вопросов и по мотивации действующих лиц, и по правдоподобию, но тип мышления, которое искренне продемонстрировал автор, показан до мурашек достоверно и узнаваемо. Согласно этому мировоззрению у Советской России нет доброжелателей за границей, да и внутри страны надёжных и правильных людей, видимо, не большинство, фашизм - не аномалия, а логичное следствие развития капитализма, который будет поднимать голову снова и снова, пока капитализм существует, рок-н-ролл ("джаз"), современное искусство, церковь и иностранные шмотки - элементы целенаправленного влияния враждебных сил на общество. Как показывает жизнь, за кое-какими изъятиями (коммунизм, церковь, шмотки) эти идеи прекрасно ложатся и в головы наших современников, а не только людей, сформировавшихся при Сталине, что придаёт книжке актуальности. Удивили меня некоторые черты персонажей, имеющих известных прототипов. Известно, например, что итальянский прототип Бенито Спада, мутировавшего к финалу из мутноватого типа в отъявленного подонка без единой положительной черты, который в реальной жизни встречался с Кочетовым, поднял по этому поводу скандал, что понятно. Однако жена главного протагониста, которого Кочетов списал с себя, тоже показана ревнивой стервой с явными психическими отклонениями - интересно, как к этому отнеслась супруга Кочетова? Колеблющийся художник Свешников списан с Ильи Глазунова, но персонаж чётко переходит на "правильную сторону", по мнению автора, чего не было замечено за "оригиналом". И таких узнаваемых и совсем неузнаваемых зарисовок с натуры в романе много. Очень рекомендую, оценку ставлю не за художественные качества, а за удовольствие от прослушивания и информативность как документа своего и нашего времени.

    19
    151