Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Франкенштейн

Мэри Шелли

  • Аватар пользователя
    Аноним16 сентября 2025 г.

    Врагу не пожелаешь такого родителя

    Приступая к чтению, я думала, что готова ко всему, ведь мои представления о первоисточнике были искажены множеством экранизаций (любимая из которых куда ближе к ужасам, чем оригинал), но я всё же нашла поводы удивиться.
    Во-первых (и это самое разочаровательное), сцена с оживлением монстра электрическим разрядом оказалась удачной и растиражированной находкой киноделов. В романе нет ни грома, ни молний, лишь "человеческий конструктор" и реактивы, а явление гальванизма упоминается Мэри Шелли лишь вскользь и то в предисловии.
    Во-вторых, книга оказалась "романом в письмах" путешественника к Северному полюсу Уолтона к его сестре Маргарет, а Франкенштейн и его творение - не более чем случайные попутчики на его корабле.
    В-третьих (и это самое обидное), я никак не ожидала, что заглавный герой окажется таким отторгающим. Поначалу Виктор вызывал у меня симпатии своими талантом и любознательностью, умением мечтать и ставить смелые научные задачи, но очень быстро раскрылись его отрицательные черты - трусость, инертность и безответственность, - так что к концу книги чувство презрения к Виктору стало меня очень утомлять.
    Франкенштейн вечно мечется и не знает, чего хочет от жизни: сперва он "горит" естественными науками, потом охладевает, когда узнаёт, что они слишком прикладные и "ставят недостаточно амбициозные цели", но уже совсем скоро передумывает и "снисходит" до их изучения. Виктор не стремится к богатству и хочет лишь приносить пользу людям, но раскрыв тайну жизни, не спешит делиться открытием (вдруг не вся слава достанется ему одному?!), а затевает поистине грандиозный проект по сотворению живого существа. Увлёкшись идеей, он собирает по частям и пробуждает человекоподобное существо, но только лишь оживив его, приходит в ужас от внешнего вида создания (как будто не собственноручно его сделал и вообще работал с закрытыми глазами).
    Сотворив "монстра", Франкенштейн бросает его на произвол судьбы и игнорирует сам факт его существования, пока создание само не напоминает о себе и не входит в его жизнь снова. При этом, несмотря на сперва мнимую, а затем и вполне реальную опасность "чудовища", Виктор даже не пытается предупредить кого-либо и спасти близких (начиная с несчастной Жюстины и заканчивая собственным отцом), а выступает молчаливым наблюдателем, а потому - соучастником разрушения собственной жизни и судеб тех, кто ему (вроде как) дорог.
    Монстра в романе жалко, порой, до слёз, - одинокий и никому не нужный, встречающий на своём пути лишь злобу, страх и непонимание, он ожесточается и в итоге становится тем, кого в нём видели окружающие. Но, помня первопричины такой жестокости, волей-неволей сочувствуешь безымянному чудовищу до самого конца.
    Безответственность Франкенштейна, его трусость и эгоизм, омрачают чудо творения и превращают его в марафон ненависти между создателем и созданием, завершиться который может лишь смертью. И в этом мне сложно согласиться с посылом автора, что гордыня и желание подражать Богу - это плохо, ведь Виктор и божком быть не попытался, он просто создал жизнь и сбежал. Прояви учёный милосердие и ответственность, кто знает, чем всё могло бы завершиться? Но это, как говорится, уже совсем другая история...

    36
    1,2K