Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yellowface

R. F. Kuang

  • Аватар пользователя
    Аноним16 сентября 2025 г.

    «Каково же это — быть тобой?».

    Быть писателем нелегко — я это знаю на собственной шкуре. Казалось бы, бери и пиши, но за каждой страницей стоит вдохновение, сомнения, муки выбора, угрызения совести и желание доказать себе и миру, что твой текст имеет право на жизнь. История Джун Хэйворд и Афины Лю звучит одновременно правдоподобно и невероятно сказочно. Казалось бы, такой сюжет легко представить в чьих-то завистливых фантазиях, но чтобы он разыгрался в реальности — это один шанс на триллион.


    «Зависть всегда описывают как нечто острое, зеленое, ядовитое. Безотчетный и подлый, приправленный едкостью укус или укол. Однако у писателей, по моему наблюдению, зависть больше напоминает страх».

    Перед нами история о двух писательницах. Одна — талантливая, яркая и любимая публикой. Другая — посредственная, мечтающая о признании, но упорно застрявшая в тени чужого успеха. И вот роковая случайность рушит привычный порядок: Афина Лю внезапно умирает, оставив после себя рукопись, а Джун решается на поступок, который разделит её жизнь на «до» и «после». Этот выбор запускает целую цепочку событий, где слава и деньги перемешиваются с чувством вины, а аплодисменты публики с паранойей и страхом разоблачения...


    Сможет ли Джун сохранить в секрете свой поступок?
    Или ей предстоит грандиозный взлёт, а потом падение в бездну?
    А может, и вовсе слава за счёт погибшей писательницы..?
    Так или иначе, история обнажит писательский мир и человеческую душу, позволившую себе поддаться искушению..

    Мне уже довелось познакомиться с творчеством Куанг по первой части трилогии «Опиумная война». И честно говоря, я ожидала от «Йеллоуфейс» нечто подобного, такого же сногсшибательно-сильного и пронзительного. Однако автор выбрала для этой книги другой путь, нежели в «Опиумной войне». Раннее её истории поднимали глобальные процессы, политику, войны и судьбы народов, но здесь всё камерное и личное, о внутренней кухне писательского мира. Стиль сатирический, местами мрачно-мистический. Автор нарочно обостряет детали, чтобы показать уродливые стороны издательского бизнеса, общественных трендов и авторской зависти. Для кого-то это станет откровением, для кого-то — слишком прямолинейной карикатурой.


    «Трудно дружить с кем-то, кто затмевает тебя каждым своим шагом и на каждом повороте».

    Роман погружает в издательский мир с его негласными правилами, маркетинговыми уловками, политкорректностью и бесконечной гонкой за славой. Это мир, где талант не всегда равен успеху, а успех не всегда заслужен. В этом отношении книга звучит мрачно-правдоподобно. Но в то же время многие повороты кажутся слишком упрощёнными, словно автор решила «подсветить» проблему в лоб, без полутона и нюансов. Если в «Опиумной войне» чувствовалось дыхание истории, то здесь — дыхание сатиры и аллюзий на современный литературный рынок.


    «И когда ты пишешь на потребу рынка, уже не имеет значения, какие истории горят у тебя внутри».

    Книга в целом неплохая, в ней есть о чём подумать и что обсудить. Но из-за выбранной темы она скорее «на любителя». Кому-то будет интересно заглянуть в закулисье писательского мира, кому-то — неприятно наблюдать за цинизмом и завистью, а для кого-то всё это покажется слишком утрированным. Поэтому роман сложно назвать универсальным: он зацепит тех, кто готов к такой подаче, но не каждому придётся по вкусу.


    «В обращении со словами я искусна. Настолько, что умею лгать без лжи».

    Плюсы:

    I История о писательском ремесле и зависти, которая однажды сбила с пути и устроила бал маскарад,

    II Повествование ведётся от первого лица и позволяет услышать мысли главной героини: полюбить её или возненавидеть,

    III Богатый язык, включающий в себя немало интересных цитат,

    IV Живой и дерзкий авторский слог (молодёжно-честный, но опять же на любителя),

    V Интересная подача анти героини, которая одновременно отталкивает и притягивает,

    VI Вскрытие изнанки писательской профессии: конкуренция, страх забвения, зависимость от общественного одобрения,

    VII Сложно предсказать развитие событий.

    Минусы/Предупреждения:

    Предупреждения и придирки:

    I Как я уже написала выше — книга на любителя. И если вы пришли к ней после трилогии «Опиумная война», то сначала ознакомьтесь с отрывком,

    II Некоторые сюжетные повороты слишком неправдоподобны, что может раздражать тех, кто сам пишет или знаком с издательским процессом (во всяком случае для русского книгоиздания),

    III Герои особо не зацепили, но это скорее дело вкуса.

    Необычный роман о тёмной стороне писательства. Здесь нет гениев, есть только амбиции, зависть, правила рынка и попытки удержаться на плаву любой ценой. История подойдёт тем, кто ещё не успел познакомиться с творчеством автора и интересуется издательским миром зарубежья, а ещё кто любит молодёжные и честные тексты без прикрас и с грехами.


    32
    487