Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Драконы Весеннего Рассвета

Маргарет Уэйс, Трэйси Хикмэн

  • Аватар пользователя
    Аноним15 сентября 2025 г.

    Завершающий том каноничной трилогии Дрэгонлэнса, как ни прискорбно, меня разочаровал. Удивительный парадокс на самом деле: чем лучше расписываются авторы в плане стиля – тем хуже у них получается в плане сюжета, чем легче и быстрее читается – тем меньше оно мне нравится. По логике должно быть наоборот, но подозреваю, тут ещё сыграл свою роль коварный закон последнего тома: чем больше накручено интриги и драмы – тем фееричнее должна оказаться развязка, тем мощнее должны разрешиться все конфликты. Поскольку фэнтези – жанр в некотором роде эпичный, для него это особенно важно. И, похоже, авторы всё-таки не потянули взятую планку. Даже с поправкой на год написания. Очень обидно, ведь картина была такой многообещающей.

    Мы оставили мир в напряжённый момент, когда среди безнадёжного боя с армиями тьмы наконец-то появился проблеск надежды, а к людям вернулся утраченный секрет изготовления легендарных копий, которыми можно побеждать злых драконов. И сейчас события приобретают поистине масштабный размах: здесь будут и грандиозные сражения, и опасные погони, и новые локации Кринна, порой самые причудливые, будут вершиться интриги, сбываться пророческие сны, раскроется тёмная тайна человека зелёного камня, герои лучше поймут друг друга и самих себя, придёт неожиданное спасение и даже боги сойдут на землю.
    К сожалению, боги эти будут из машины, и в том вся проблема. Ситуацию переломит вмешательство новых могущественных игроков, а вся суть предыдущей заварухи свелась к поиску макгаффина. И я даже не могу оправдать это законами жанра. Сработано очень грубо, в лоб. Сюжет до неприличия предсказуем, а немногочисленные сюрпризы оказались абсурдными и нереалистичными. Например, происхождение драконидов. Это впечатляет своей жестокостью, но абсолютно бредово с чисто физической точки зрения.

    Композиционно всё тоже разваливалось. У нас по-прежнему несколько сюжетных линий, одни из которых создают слегка натужное впечатление, осложняются большими вставными историями, оттягивающими на себя фокус внимания, а в других зияют смысловые дыры. Хуже всего пришлось линии Рейстлина, которую просто бросили на полуслове, а ведь от неё зависело вообще всё. Непонятно, как он спасся, как оклемался, какие там откровения на него снизошли, вообще ничего не понятно. Нам дали туманные намёки на нечто непостижимо-глобальное, а дальше, читатель, сам догадывайся. Объяснений не будет. Это странно, учитывая, что большая часть аудитории фанатеет именно по Рейстлину. Впрочем, с остальными героями тоже всё как-то сумбурно. В критические моменты они вдруг начинают вести себя, как деревяшки, выбирая не логичную линию поведения, а такую, какая удобна авторам, чтобы двигать сюжет в нужную сторону. Одним персонажам дадут умереть, а других воскресят, по какому принципу – непонятно. Видимо, ради слезодавилки.

    Финал неоднозначный, и это мне понравилось. Вроде с главной опасностью справились, но, как говорится, ценой всего. Последствия разгребать ещё долго, и мир прежним уже не будет. Новообразовавшаяся дихотомия драконов меня, правда, не порадовала, но это ж я, мне вообще драконы не очень симпатичны. А кто их любит, будет заинтригован дальнейшими перспективами.
    Однако, несмотря на то, что читать третий том было, в отличие от предыдущих, легче и интересней, закрыть глаза на недостатки я не могу. Я слишком стар для такого самообмана. Поэтому в следующем году буду осторожен и вместо продолжения возьму предысторию о братьях Маджере. Зайду с козырей, точнее, перейду сразу к десерту. А там посмотрим.

    26
    197