Рецензия на книгу
Сорок правил любви
Элиф Шафак
Аноним14 сентября 2025 г.Духовное путешествие, маскирующееся под историю любви. Очень давно откладывала знакомство с творчеством автора, но друзья настойчиво советовали дать шанс. Специально не читала перед этим аннотацию и старательно избегала спойлеры: хотелось составить непредвзятое мнение.
«В прошлом мне помогла одна вещь. Я перестал мешать окружающим меня людям жить, как они хотят, и перестал отчаиваться, когда не мог изменить их. Если позволите, то вместо вмешательства я бы предложил Вам смирение.
Некоторые делают большую ошибку, принимая «смирение» за «слабость», тогда как к слабости это не имеет никакого отношения. Смирение - это форма мирного приятия условий человеческого общежития, включая все то, что мы не можем в данное время изменить или понять.»Первые страницы создали ощущение, что здесь будет вполне привычная любовная драма с запретными чувствами, однако достаточно быстро это сменилось удивлением и интересом: куда же завернет сюжет? Автор раскрывает любовь в её самом широком, глубоком и почти священном смысле. Она олицетворяет путь, общее понимание религии, силу, способную полностью изменить судьбу человека. Конечно, в романе присутствует и непосредственно любовная линия, но скорее метафора, через которую раскрывается общая идея.
«— Не беспокойся о дороге, на которую я зову тебя. Вместо этого подумай о своем первом шаге. Он самый трудный. Но стоит сделать первый шаг, и дальше все пойдет само собой. Не плыви по течению. Будь сама течением.»Сюжет переплетает два времени: тринадцатый век и наши дни. В одной линии — Шамс Тебризи, дервиш, странствующий проповедник любви, чьи слова будто огонь для тех, кто давно живёт в холоде правил и страха. Его учение, выражаемое в «сорока правилах любви», звучит как вызов: любовь к Богу — это не поклонение, а слияние, не страх, а смелость быть собой. Другая линия — двадцать первый век, Элла Рубинштейн, домохозяйка, потерявшая себя в рутине. Недавно она устроилась в издательство и теперь ей необходимо прочесть рукопись нового автора, чтобы написать рецензию. С этого начинается ее медленное пробуждение — она анализирует свою жизнь и впервые за долгое время позволяет себе чувствовать.
Вместе с тем женщина пишет автору и они начинают обмен электронными письмами. Не боясь быть непонятой, Элла открывает ему свои душевные переживания, а мужчина с теплотой поддерживает ее. Азиз — невероятно мудрый человек с тяжелой судьбой. Было искренне интересно узнать, как он пришел к такому пониманию жизни.
Особую силу роману придаёт контраст: между страхом и смелостью, между религией как обрядом и религией как опытом, между безопасной пустотой и болезненным, но живым поиском своего пути. Шамс и его противостояние с ортодоксальным миром — не просто историческая драма, а зеркало, в котором отражаются и сегодняшние споры о том, что значит быть верующим, что значит быть человеком. Читая роман невозможно не провести параллель между героями рукописи и судьбой Эллы. Моментами было очень больно читать, поскольку я эмпатичный человек и все пропускаю через себя. В финале и вовсе плакала, но все равно рада, что нашла время познакомиться с творчеством автора. Книга принесла много тем для размышлений и чувство глубокого внутреннего покоя.
Я не очень согласна с поступком героини в финале, но общий посыл романа нашел отклик.
«Жизнь без любви никчемна. Не спрашивай себя, какую любовь ты ищешь, духовную или телесную, божественную или земную, восточную или западную... Одни деления приводят к другим делениям. У любви нет названий. Она то, что она есть, - чистая и простая. Любовь - вода жизни. Влюбленный - огонь души. Вся вселенная начинает кружиться иначе, когда огонь влюбляется в воду».«Сорок правил любви» — это книга, которая остаётся с тобой надолго после прочтения. Она не даёт готовых ответов, но задаёт важные вопросы. Это не лёгкое чтение — оно тревожит, заставляет задуматься, выйти из зоны комфорта. И в этом её главная ценность: она напоминает, что любовь — это не только чувство, но и выбор, путь, который требует мужества.
57168