Рецензия на книгу
Козел отпущения
Дафна Дю Морье
Аноним14 сентября 2025 г.С творчеством английской писательницы Дафны Дюморье я когда-то познакомился благодаря её роману "Моя кузина Рейчел" . Впоследствии я также читал у неё ещё роман "Богема" . Оба эти произведения мне понравились, прежде всего тем, что на их страницах писательнице, как оказалось, прекрасно разбирающейся в различных гранях человеческой натуры, удалось создать очень живые и глубокие в психологическом плане образы персонажей, насытить происходящее с ними тонким психологизмом, а в разных ситуациях, происходящих с ними, весьма искусно показать различные сложности в их взаимоотношениях. Ожидая увидеть нечто подобное и в этом романе Дафны Дюморье, я и решил взять его почитать.
День за днём проживая свои жизни, людям порой начинает хотеться оказаться на месте другого человека и пожить, например, не своей жизнью, в которой может скопиться множество разных жизненных проблем и неудач, а чьей-то другой, в которой на первый взгляд всего этого нет. Так по замыслу писательницы такой случай вдруг предоставляется главному герою этой истории, скромному преподавателю Джону, читающему лекции по французской истории. Джон живёт довольно унылой обыденной жизнью и, ничего не достигнув, считает, что потерпел в своей жизни фиаско. Он так бы и продолжал жить своей одинокой и унылой жизнью, если бы не повстречал однажды во Франции своего двойника, француза, графа Жана де Ге, который в отличии от главного героя как раз не одинок, а, наоборот, обременён семейными делами и обязательствами и хотел бы наконец от всего этого отдохнуть и пожить тихой и спокойной жизнью. Оба персонажа хотели бы сбежать от накопившихся в их жизнях проблем, и Дафна Дюморье, ловко поменяв своих героев местами, как раз даёт им такую возможность. Граф скидывает с себя всю ответственность за что-либо, все свои семейные и финансовые проблемы и просто сбегает со всеми вещами и документами Джона (ай да граф), тогда как тому ничего не остаётся, как взять себе личность графа де Ге и проникнуть в его семью с кучей их семейных проблем и неурядиц.
Признаюсь, мне было весьма интересно наблюдать, как поначалу Джон, примерив на себя образ графа де Ге и вынужденный войти в его семью под его личностью, в общении с родственниками графа пытался ловко маневрировать и избежать всяческих подводных камней и неловких ситуаций, чтобы нигде не проколоться и уж точно сойти за Жана. Без неловких ситуаций, конечно, не обошлось, однако никто из домочадцев графа так и не смог понять, что перед ними не настоящий Жан де Ге, а совершенно другой человек. Поняв, что в семье де Ге все его принимают за графа и что никакое разоблачение ему не грозит, наш герой постепенно начинает узнавать различные семейные тайны, вникать в семейные и финансовые дела этой новой для него семьи, в которой ему нужно теперь играть роль её главы, а также пытается понять, что он чувствует по отношению ко всем этим, по сути, совершенно чужим для него людям. Видя глазами главного героя уклад жизни и взаимоотношения в семье де Ге, очень быстро понимаешь, что в ней нет никакой семейной идиллии и душевной теплоты, что каждый из её членов по-своему несчастен, от чего-то страдает или чего-то желает, но не может этого получить. При этом всё это в этой семье продолжается очень давно, потому что настоящий граф де Ге оказался очень эгоистичным и бездушным человеком, безразличным к своей собственной семье.
В противоположность эгоистичному Жану де Ге Дафна Дюморье ловко ставит в этой истории Джона. Вынужденный вести жизнь другого человека и решать созданные им проблемы, покорно и безропотно принявший всё это, наш герой, конечно же, чувствует себя настоящим козлом отпущения. Он, как и граф, мог бы просто сбежать от всего этого, ведь это не его жизнь и не его семья, и многое в ней ему чуждо, однако Джон не делает этого, поскольку он не таков и по своей натуре он более мягок и добр к людям. По мере развития повествования авторка чётко показывает, как Джон, живя в семье де Ге, постепенно привязывается к членам этой семьи и, понимая, что может как-то изменить их жизнь и, возможно, даже в лучшую сторону, старается это сделать. Поступая так, он уже не чувствует себя лишь тенью того человека, которого он заменяет в его семье, не чувствует себя тем козлом отпущения, на которого взвалили все её проблемы. Джон действительно начинает ощущать себя частью этой семьи, обретает во всём этом новый смысл для своей жизни, а также возможность жить не прежней своей жизнью, полной уныния и одиночества, а совершенно новой. И пусть чего-то такого особо увлекательного, каких-то особо ярких событий во всём происходящем здесь с персонажами я как-то не заметил, мне всё же было интересно наблюдать за мыслями и поступками Джона, теми переменами, которые с ним происходили, а также за тем, как благодаря его решениям и поступкам менялись члены семьи де Ге и их привычный и безрадостный уклад жизни. Мне также понравилось, как на страницах этого романа Дафна Дюморье в описываемых ею жизненных ситуациях, в которых оказывались её герои, вновь сумела столь понятно и искусно показать различные грани и сложности человеческих взаимоотношений.
Как и в ранее прочитанных мной у Дафны Дюморье романах, в этом она тоже весьма неплохо, на мой взгляд, прописала своих персонажей. Все герои в книге получились разными, каждый со своим характером, а их образы, как по мне, получились у писательницы довольно чёткими и понятными. Весьма неплохо на контрасте друг с другом авторке удалось показать образы Джона и графа де Ге. Один безропотно взваливает на себя чужие проблемы и косяки, поскольку проникается добрыми чувствами к другим людям, пусть и не являющихся его родней и чувствует свою ответственность перед ними. Другой оказывается жестокосердным эгоистом, не занимающимся семейной фабрикой и нисколько не ценящим и не любящим своих родных. Естественно, Жан де Ге какой-либо симпатии у меня к себе не вызвал. Главный же герой, Джон, пусть и оказался по натуре своей достаточно слабохарактерным человеком, но после всего того, что он сделал для, по сути, чужих ему людей, это вызвало у меня к нему симпатию и уважение. Жаль, конечно, что развязку этой истории Дафна Дюморье решила всё-таки сделать не в пользу Джона.
В целом рассказанная на страницах данной книги история была мне интересна, однако по сравнению с ранее прочитанными мной у писательницы произведениями, каких-то уж очень сильных и ярких впечатлений она у меня не оставила. Как по мне, книга эта, конечно, неплохая, поскольку она про жизни и поступки людей, про разные нюансы и сложности человеческих взаимоотношений, и всё это Дафна Дюморье прекрасно здесь показала во множестве различных жизненных ситуаций, происходящих с её героями, но чего-то такого особо выдающегося и сильно цепляющего я в ней не увидел.
58527