Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The History of England: Volume 3: Civil War

Peter Ackroyd

  • Аватар пользователя
    Аноним13 сентября 2025 г.

    Приятное, хотя и несколько занудное чтение. Вполне содержательное. Но слишком много мельтешения. Не хватило более явного выделения главных фигур, остановки на них, портретов. Большинство упомянутых личностей и явлений (например, многочисленные религиозные течения) обладают уникальным свойством самозарождения. Откуда - неизвестно. Затем герои куда-то скачут, меняют пару раз сторону и заканчивают плохо. Последователи религиозных течений тоже заканчивают плохо, почему, зачем, когда и как они в это ввязались остается неясным. Тем более, что Акройд утверждал в прошлом томе, что результатом реформ стало общее безразличие к религии. Заметны регулярные утраты связующих нитей словно в результате жесткого сокращения текста, которая ведет к впечатлению надерганности отдельных событий. Стоит отметить и какую-то странную примитивизация мотивов действий даже в рамках выбранного "неэкономического" подхода. Особенно удивительно выглядит расцвет промышленности и процветание на фоне гражданской войны - чудо расчудесное, не иначе.

    Здесь нет конкретной темы, как было во 2 томе. Разве что усиление парламентаризма (как в 1), но это всего лишь постоянный мотив, а не пристальное исследование. Религии тоже немало, но для ориентирования в происходящем лучше помнить, что автор писал в предыдущих томах: напоминаний не будет.

    Подход личностно- субъективный: великих людей бурная эпоха не породила. Якова I Акройд откровенно не любит, поэтому он исключительно ленив, нерешителен, гомосексуален и вечно болен. Вкратце: Яков не знал английских обычаев и считал, что король выше закона. Парламент сразу попытался воспользоваться ситуацией и объяснить, что это не так (и заодно свои права расширить и зацементировать). Дальнейшее - перетягивание каната, но конкретные этапы борьбы упомянуты смазанно, в общих чертах. Пока Джон Пим жив еще есть рациональное зерно, затем парламент представлен как неподконтрольное никому исчадье хаоса. Как обычно, Акройд приводит названия ключевых постановлений и их общий смысл.

    Очень плоско и поверхностно, даже не черно-бело, оцениваются события. Автор косвенно признает достоинства правления Якова (сохранил мир в эпоху Тридцатилетней войны и даже, как выясняется в главе про Карла I, создал компетентное правительство: "Королевский совет составляли компетентные придворные, многие из которых были приближенными отца Карла, а другие – друзьями и доверенными чиновниками. Однако...") Кажется, у Акройда плохие отношения со Стюартами на личной почве.

    Основные международные события эпохи рассмотрены, взаимосвязи с политикой Англии установлены. Про Якова II - только последняя глава, типа эпилога.

    Достаточно оригинально про культуру. Иниго Джонс и "якобитская трагедия" как отражение своей нервной, кровожадной, скептичной и меланхоличной. эпохи. Праздники, их отмена и восстановление. Интересно было увидеть Фрэнсиса Бэкона, Томаса Гоббс, Мильтона в их естественной среде обитания.

    28
    144